Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Притяжательные прилагательные - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о притяжательных прилагательных; развивать навыки самостоятельной работы, исследовательские навыки.
Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных, относительных и притяжательных прилагательных; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Анализ изложения
III. Самоопределение к деятельности
(Беседа по § 60 (реализация домашнего задания).)
— Какую тему вы начали изучать дома?
— Какие прилагательные называются притяжательными? (Те, которые обозначают принадлежность чего-либо лицу — отцовский дом — или животному — кошкин дом.)
— На какие вопросы они отвечают? (Чей? чья ? чьё? чьи?)
В чём особенность морфемного состава притяжательных прилагательных? (Они имеют суффиксы -ов(-ев), -ин(-ын), -ий: братов пиджак, дедушкин орден, лисий хвост. В косвенных падежах мужского рода и во всех падежах женского и среднего рода — суффикс -й-: волчьего логова, заячья избушка, медвежье семейство.) (Чтение предложений с притяжательными прилагательными.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить знания о притяжательных прилагательных, упражняться в различении качественных, относительных и притяжательных прилагательных.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Сложность состоит в том, что при написании притяжательных прилагательных в косвенных падежах мужского рода и во всех падежах женского и среднего рода суффикс -й- сливается с окончанием. Так, в слове волчьего буква е обозначает два звука: суффикс -й- и первый звук окончания -его ([эго]), в слове заячья последняя буква я обозначает два звука: суффикс -й- и окончание -я ([а]), в слове медвежье буква е обозначает два звука: суффикс -й- и окончание -е ([э]).
Прилагательные с суффиксами -ов (-ев), -ин (-ын), образованные от собственных имён, пишутся с прописной буквы: комната Ивана — Иванова комната, рюкзак Пети — Петин рюкзак.
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 21).)
Комментарии
Мягкий знак в прилагательных пастушья, овечья, медвежья, волчье и т. д. не обозначает мягкость предшествующего согласного, а выполняет только разделительную функцию.
- Морфемный разбор притяжательных прилагательных
(Задание выполняется на доске и в тетрадях.)
— Разберите по составу прилагательные олений (след), козье (молоко), дедушкины (очки).
Ответ: олений, козье, дедушкины.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 348 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Муравьиная дорога”, “Серьёзная тропа”.
- Упр. 349 — самостоятельное выполнение.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 66 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
- Занимательная лингвистика
Притяжательные прилагательные имеют славную историю. Ведь это они явились основой образования многих фамилий. Благодаря фамилиям мы узнаём, что, например, предков многочисленных Петровых звали Петрами, Николаевых — Николаями, а Ивановых — Иванами.
С другими фамилиями сложнее. Заглянув в специальный словарь, узнаем, что в основе фамилии Пушкин — прозвище, или некрестильное имя Пушка, или именование рода деятельности предка — пушкарь.
И в составе многих географических наименований тоже есть притяжательные прилагательные: Киев, Царицын, Александров, Иваново, Львов, Мышкин и т. д.
Интересно, что притяжательные прилагательные входят в состав некоторых фразеологических оборотов: прокрустово ложе, геркулесовы столпы, танталовы муки, крокодиловы слёзы, медвежья услуга и т. д.
- Подведение итогов урока
— Что обозначают притяжательные прилагательные?
— В чём особенности морфемного состава притяжательных прилагательных?
Домашнее задание
Учебник: § 60, упр. 350.
Индивидуальные задания: узнать значение своей фамилии; узнать значение фамилий Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Чехова и других писателей; привести примеры и узнать историю географических наименований, в основе которых притяжательные прилагательные; узнать значение фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные.