Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с условиями выбора гласных o и e после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; развивать наблюда­тельность, навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Упр. 361 — подготовленный диктант.

Задание 70 из рабочей тетради — проверка по цепочке.

III. Актуализация знаний

Предупредительный диктант

Клочок бумаги, колючий ежонок, стиральный порошок, синенький платочек, росточек сирени, паучок-старичок, тёплая распашонка, кусо­чек пирожка, бочонок мёда, мягкая подушечка.

  1. Самоопределение к деятельности

— Образуйте прилагательные от существительных, данных в скобках, и составьте словосочетания.

(Плюш) мишка, (ситец) платок, (глянец) журнал, (камыш) заросли.

— Чем похожи все прилагательные? Что нужно знать для того, чтобы правильно их написать? (Корни прилагательных окан­чиваются на шипящий звук или на ц, нужно знать правило правописания гласных после шипящих и ц в суффиксах прила­гательных.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями выбора гласных о и е после ши­пящих и ц в суффиксах прилагательных.)

Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

(Чтение правила (с. 28).)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 72 — работа со схемой, формулирование правила: в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения — е; исключения: слова с суффиксом -ёр- (тренажёр, дирижёрский и т. д.), отглагольные существительные (кочёвка, сгущёнка и т. д.)

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

  1. Упр. 362 — комментированное письмо.
  2. Упр. 363 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой и обсуждением вопросов.
  3. Упр. 364 — подготовка к домашнему сочинению.

VII. Подведение итогов урока

— От чего зависит написание о и е после шипящих и ц в суф­фиксах прилагательных, образованных от существительных?

— Что общего в правописании о и е после шипящих у суще­ствительных и прилагательных?

Домашнее задание

Учебник: § 62, 63, упр. 364.

Подготовиться к тестовой работе по теме “Правописание прилагательных”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]