Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание Н и НН в существительных
Орфоэпическая разминка
- Расставьте ударения в глагольных формах прошедшего времени.
Начал, начало, начали, начала.
Понял, поняло, поняли, поняла.
Занял, заняло, заняли, заняла.
Принял, приняло, приняли, приняла.
Звал, звало, звали, звала.
Рвал, рвало, рвали, рвала; наврали, наврала.
(NB! Следующие глаголы являются исключениями из правила об ударном окончании в глагольной форме женского рода!)
Крала, украла. Клала, стлала, слала
Орфографический тренинг
Правописание Н и НН в существительных |
Сопоставляем! |
1 Укажите строчки, в которых во всех словах пишется Н. 1) полная пута..ица, отличная гости..ица; 2) любимый племя..ик, несмышлё..ый ребёнок; 3) весёлая масле..ица, вкусные варе..ики; 4) старая листве..ица, тридцать сребре..иков; 5) наш имени..ик, моя бессо..ица. 2 Укажите строчки, в которых во всех словах пишется НН. 1) поле..ица дров, исти..ость высказывания; 2) вое..ослужащий, зако..врождённый; 3) таможе..ик, моше..ик; 4) прида..ое, ю..ость; 5) свяще..ик, начита..ость. 3 Укажите строчки, в которых во всех словах пишется Н. 1) густой конопля..ик, заслуже..ый нефтяник; 2) старый дружи..ик, наш совреме..ик; 3) сливочное мороже..ое, восточная пря..ость; 4) большая начита..ость, подли..ость фактов; 5) смышлё..ый парень, труже..ик тыла. |
Обязательно спросите себя: от какого слова и с помощью какого суффикса образовано слово с неясным количеством н. Буква н в прилагательных пишется: • в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- (искл.: стеклянный, оловянный, деревянный); • в нескольких сущ., где после корня на -н сразу идёт окончание, например: НН в прилагательных пишется: • в суффиксах -онн-, -енн- (кроме слова ветреный); • на стыке корня и суффикса или двух суффиксов ин-н. В существительных, образованных от прилагательных, пишется столько Н, сколько было в прилагательном, например: юный — юность. Запомните словарные слова: труженик, смышлёный. |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Старинная пословица говорит: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. (2)Это будет уже другая река — она течёт, движется, меняются её берега; и вода, и небо над ней каждую секунду становятся иными. (3)Человек тоже меняется — каждое прожитое мгновенье рождает в нём новый опыт, новую мысль, новое чувство.
(4)Нельзя дважды войти в одну и ту же книгу. (5)Если это настоящая книга, она движется и растёт вместе с нами.
(6)“Война и мир” — из тех книг, которые нельзя перечитывать; её каждый раз читаешь заново и открываешь для себя Наташу и Пьера, князя Андрея и мальчика Николеньку, Кутузова, Долохова, капитана Тушина... (7)Заново открываешь себя самого, потому что книга эта всякий раз рождает новые мысли.
(8)Для каждого из нас при каждом чтении это новая книга: сегодня она о Наташе, завтра — о Кутузове, через год — о Пьере. (9)На самом же деле это всегда книга о том, что произошло с целым народом, поэтому каждый из нас видит в ней своё, поэтому в дни испытаний мы прибегаем к роману Толстого за помощью, советом, исцелением.
(10)Поэтому второй такой книги нет. (11)Дело не только в том, что она охватывает две разные войны, и годы мира между войнами, и ещё годы после войны; в ней меняются поколения: уходят старики, дети становятся взрослыми, а взрослые — стариками, и уже новые дети шумят в старых домах. (12)Каждый из старых и молодых, взрослых и детей, появившихся на её страницах, объясняет нам не только то, что было вчера, но и то, что есть сегодня, будет завтра — вот почему второй такой книги нет.
(13)Я снова открываю “Войну и мир”, чтобы проверить какую-то цитату, и, открыв, зачитываюсь надолго.
(Н. Долинина)
1. В каком предложении выражена основная мысль этого текста?
2. Определите, к каким частям речи относятся слова: МОЛОДЫХ (предложение 12) ___________________, ЕЩЁ (предложение 11) ___________________, ТОЖЕ (предложение 3) ___________________, ДВАЖДЫ (предложение 1) ___________________, ВСЯКИЙ (предложение 7) ____________________________________________________________________________
3. Выпишите все словосочетания из предложения 13, укажите тип подчинительной связи в этих словосочетаниях.
4. Выпишите все местоимения из предложений 1-3. Определите их разряд и синтаксическую роль.
5. Найдите в предложениях 6-13 все односоставные безличные грамматические основы. Напишите номера предложений, основы подчеркните в тексте.
6. Объясните графически знаки препинания в предложении 11. Составьте его схему.
7. Составьте схему предложения 9, дайте его характеристику.
8. Выпишите из предложений 12-13 все союзы, укажите их разряд.
9. Почему автор считает, что “нельзя дважды войти в одну и ту же книгу”? Согласны ли вы с ним? Чем можете дополнить его мнение? Напишите сочинение-рассуждение по данным вопросам.