Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Слитно-дефисно-раздельные написания
Лексическая разминка
- Соедините слова с толкованиями их значений.
1. Компетентность 2. Компиляция 3. Коммуникативность 4. Компенсация |
A. Работа, составленная путём заимствования и не содержащая собственных обобщений, несамостоятельное произведение. Б. Обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо. B. Возмещение, вознаграждение за что- либо. Г. Способность к лёгкому установлению контактов и связей. Д. Сложившаяся обстановка. |
- Образуйте, где возможно, от данных существительных прилагательные. Запишите их. _____________
Грамматическая разминка
- Укажите примеры с ошибкой в образовании слова. Запишите правильный вариант.
1) Знаком с Чаплином ____________________________
2) жгёт листву___________________________________
3) наиболее ловчее ______________________________
4) пять апельсинов_______________________________
5) около пятиста участников_______________________
6) клади на место ________________________________
7) в девяноста городах ___________________________
8) пара носок___________________________________
9) в полуторастах километрах______________________
10) песня молдаванов_____________________________
Орфографический тренинг
Слитно-дефисно-раздельные написания |
Вспоминаем! |
1 В какой строке все слова пишутся через дефис. 1) все(таки), как(будто), вряд(ли); 2) черно(бровый), бархатисто(матовый), кисло(молочный); 3) премьер(министр), крест(на)крест, экстра(класс); 4) иссиня(чёрный), экс(чемпион), видео(кассета); 5) генерал(лейтенантские), запад- но(европейская) литература, широкоплечий). 2 В какой строке все слова пишутся слитно? 1) авиа(база), контр(адмирал), среднее суточная) температура; 2) древне(русский) язык, сельскохозяйственные) орудия, научно(популярный) журнал; 3) восточно(славянские) племена, белоснежная) скатерть, вагоно(ремонтный) завод; 4) военно(пленный), кисло(сладкое) яблоко, светло(русый); 5) пол(литровое) ведро, западно(европейская) овчарка, средне(азиатские) народы. 3 В каких строках все слова пишутся через дефис? 1) военно(морской), военнослужащий); 2) как(раз), опять(таки); 3) вернулся (из)(за)границы, вытащил (из)(под)мышек; 4) равнодушно(спокойный), (кое)(у)кого; 5) киловатт(час), (пол)литра. 4 В какой строке все слова пишутся одинаково? 1) (пол)линии, (по)русски, пол(яблоневого)сада; 2) (пол)шестого, (пол)ананаса, (пол)жизни; 3) (полу)шёпотом, (четверть)финал, в(пол)голоса; 4) (пол)котлеты, (полу)автомат, (пол Одиннадцатого; 5) в(пол)оборота, ис(под)лобья, пол(чайной) ложки. |
1. Дефис после пол пишется, если корень начинается с заглавной буквы, гласной буквы или буквы л. 2. Прилагательное, вставшее между пол- и существительным, “уничтожает” дефис. 3. Дефис в прилагательных пишется: • если прилаг. обозначает оттенок цвета; • если прилаг. образовано от сущ. с дефисом; • если прилаг. образовано из двух равноправных слов, между которыми можно вставить союз и. 4. Через дефис пишутся все воинские звания. |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Невозможно объяснить человеку, который не хочет думать, преодолевать себя, находить и терять и снова находить радость общения с людьми, — невозможно объяснить такому человеку, зачем нужна душевная жизнь. (2)Но она всё-таки нужна, потому что лишённые её люди страдают жестоко. (3)От одиночества. (4)От неумения раскрыть свою душу навстречу людям; от бедности своих страданий и невозможности найти утешение.
(5)Впрочем, обо всём следует говорить подробнее.
(6)Занятный вопрос я вычитала недавно в одной книге: почему древние греки, придумав себе бессмертных богов, наделённых вечной молодостью, оставили этим богам столько человеческих неприятностей: бессмертные устают, как простые люди; их можно ранить; они испытывают физическую боль, не говоря уж о душевной; боги влюбляются, ревнуют, ссорятся, завидуют, полны честолюбия, страдают от разлуки и радуются встрече...
(7)Потому, оказывается, что народ, создавший в своём воображении Зевса, Афину, Аполлона и других прекрасных, сильных, мужественных, замечательных богов, — этот народ понимал: жизнь без стремлений, горестей, невзгод, радостей, огорчений, усталости, отдыха — жизнь без человеческого — нестерпимо скучна и никому не покажется завидной, “божественной”. (8)Покой и равнодушие ни при каких обстоятельствах не дают счастья; счастье — в поиске, в борьбе, в сомнениях, в преодолении ошибок. (9)Поэтому греческие боги непрерывно вмешиваются в жизнь людей, имеют свои пристрастия, причиняют кому-то из людей неприятности, стараясь помочь другому, вступают в конфликты между собой — из-за людей; горюют и волнуются, когда возникает необходимость взвешивать на весах человеческую жизнь и губить одного, спасая другого, — словом, боги живут полной, бурной, вполне человеческой жизнью, несмотря на своё бессмертие и тишину горы Олимп, где все они обитают.
(10)Это проблема — кто счастливее: тот, кто живёт для себя одного и не обременяет свою душу ни сомнениями, ни заботами, — или тот, кто постоянно ищет, где нужны его силы, спрашивает и строго судит самого себя, — это очень важная проблема, говорить и думать о ней можно бесконечно.
(Н. Долинина)
1. Сформулируйте основную мысль текста.
2. Какие языковые средства делают данный текст выразительным и эмоциональным? Укажите номера предложений, в которых используются некоторые из перечисленных языковых средств:
а) синонимы_____________________________________
б) антонимы_____________________________________
в) ряды однородных членов________________________
г) экспрессивный повтор___________________________
д) градация _____________________________________
е) парцелляция __________________________________
ж) синтаксический параллелизм ____________________
3. Какие два слова в предложении 7 требуют орфоэпических пометок? Выпишите их, сделайте орфоэпические пометки.
4. Подберите синоним к слову БУРНЫЙ (предложение 9).
5. Выпишите из предложения 9 все предлоги.
6. Одинаковой ли частью речи являются слова ПОДРОБНЕЕ (предложение 5) и СЧАСТЛИВЕЕ (предложение 10)?
7. Объясните написание НИ в предложении 10.
8. Объясните правописание ПРЕ- и ПРИ- в словах из предложений 8, 9.
9. Какими способами образованы слова ОДИНОЧЕСТВО (предложение 3) ______________, ОБЪЯСНИТЬ (предложение 1) ______________, ПРИДУМАВ (предложение 6) ______________, СТРАДАНИЙ (предложение 4)? ______________
10. В предложении 9 найдите слово(-а), образованное(-ые) бессуффиксным способом. Выпишите его(их).
11. Из предложения 5 выпишите все возможные словосочетания, укажите вид подчинительной связи в них.
12. Выпишите из предложений 6 и 9 обособленные обстоятельства. Чем они выражены?
13. Объясните постановку тире в предложениях 1, 7, 9.
14. Одинаковы ли причины постановки двоеточия в предложениях 6, 7?
15. Составьте схему предложения 1, охарактеризуйте его. Определите вид придаточных.
16. Сформулируйте в виде вопроса проблему, о которой размышляет автор текста. Согласны ли Вы с авторским мнением? Напишите об этом сочинение-рассуждение.