Зачётные работы по русскому языку 7 класс к учебнику М. Т. Баранова - 2016 год
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Фамилия, имя __________________________________________
ВАРИАНТ 1
1. Найдите и подчеркните слова с чередующейся безударной гласной в корне.
В этом лесу всегда стоял шум, потому что этого дремучего бора не касались ещё пила и топор лесоруба. Высокие столетние сосны с могучими стволами стояли хмурою ратью, плотно сомкнувшись вверху зелёными вершинами. В сырых уголках бора росли высокие зелёные травы; белая кашка склонялась отяжелевшими головками.
(По В.Г. Короленко)
2. Объясните значение фразеологизмов одним словом.
Бросить якорь — ____________________________________
Рукой подать — _____________________________________
Из рук валится — ___________________________________
Делать из мухи слона —______________________________
На мякине не проведёшь — ___________________________
3. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
Вьётся, съешь, ёж, всё, съезд, яркий, лестница, моет, шепчешь, бассейн, бьют.
4. Подчеркните слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
Пришкольный, подоконник, осенний, вправо, бесправный, заскрипит, безжизненный, беззвучный, подорожник, приморский.
5. Работа с текстом.
(1)Ястреб п..рил на распахнутых крыльях сов..ршал круги над Семёновым. (2)Круглые тени обл..ков б..жали против т..чения и р..ка (не)могла пов..рнуть их (с)собою. (3)(Во)всём чу..ствовалась неистребимая кр..сота ж..зни в движени.. обл..ков воды рыбьих стай. (4)Ковыль и солянка н..гибались (под)ветром но в каждом изгиб.. их виднелось движение.
(5)П.П. Семёнов зорко н..блюдал за бе..предельными пр..сторами Киргизской степи и ощ..щение з..мной кр..соты (не)покидало его.
(По А. Алдан-Семёнову)
Выполните задания
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте знаки препинания.
2. Озаглавьте текст. _________________________________
3. Запишите номера сложных предложений. _____________
4. Из предложения 5 выпишите слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
Оценка ____________
Работа над ошибками
Фамилия, имя __________________________________________
ВАРИАНТ 2
1. Найдите и подчеркните слова с чередующейся безударной гласной в корне.
В марте горят снега: всё усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берёз становятся бронзовыми, а заросли ольхи — лиловыми.
Днём на солнце капель, ночью — звонкий мороз...
(Н. Сладков)
2. Объясните значение фразеологизмов одним словом.
Перемывать косточки —______________________________
Вавилонское столпотворение — _______________________
Чувство локтя — ____________________________________
Денно и нощно —___________________________________
Бить баклуши — ____________________________________
3. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
Ясно
льётся
мяч
подъезд
касса
явь
честно
бульон
грустный
юг
печь
4. Подчеркните слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
Весенний, влево, прикоснуться, настольный, привокзальный, подснежник, приехал, содружество, переходить, подвенечный.
5. Работа с текстом.
(1)Роль л..сов в жизн.. и ст..новлении человека чр..звычайно в..жна. (2)Лес дал человеку первые орудия труда позн..комил с огнём и сн..бдил др..весиной для первых к..стров. (З)Лес к..рмил наших предков д..вал им н..дёжный кров защ..щал от п..лящего со..нца ветра дождя и м..роза. (4)Дер..во пр..родитель всех предметов труда и быта которые созд..ло человечество. (5)Лес явля..тся стабилизатором природной среды и его зн..чение для человечества пр..обретает гл..бальные м..сштабы.
(По В.Н. Шинкарёву)
Выполните задания
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте знаки препинания.
2. Озаглавьте текст. _________________________________
3. Запишите номера сложных предложений. _____________
4. Из предложения 3 выпишите слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
Оценка ____________
Работа над ошибками
Работа № 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Фамилия, имя __________________________________________
ВАРИАНТ 1
1. Выберите нужную букву, запишите рядом проверочное слово.
Благосл(о,а)вить — __________________________________
изв(и,е)ните —______________________________________
спр(а,о)ведливый — _________________________________
д(о,а)лина — _______________________________________
объед(е,и)нение — __________________________________
2. Подчеркните слова с чередующейся безударной гласной в корне.
Положение, стереть, примирять, замирать, косить, собиравшийся, гордиться, коснусь, терпеть, поклониться, тернистый, растоптать.
3. Вставьте буквы Ё или О, выделите морфему, в которой пропущена буква.
Плеч..м, прич..ска, ш..пот, парч..вый, ш..рох, крюч..к, деш..вый, крыж..вник, ож..г (руки), ож..г (руку), трещ..тка, реш..тка, влеч..т.
4. Выберите одну или две буквы Н в прилагательных.
Серебря(н,нн)ый, обыкнове(н,нн)ый, стекля(н,нн)ый, лебеди(н,нн)ый, ветре(н,нн)ый, цели(н,нн)ый, безветре(н,нн)ый, деревя(н,нн)ый, масле(н,нн)ый, традицио(н,нн)ый, дли(н,нн)ый, одновреме(н,нн)ый.
5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте пропущенные знаки препинания.
(На)опушк.. леса вблизи дорог.. у прохладного журч..щего руч(?)я выр..сла стройная з..лё(н,нн)ая ёлоч(?)ка. Пр..вольно и вес..ло р..сла она. Л..скали её г..рячие поцелуи летн..го со..нца. В лу(н,нн)ые зимн..е ночи св..ркала ёлоч(?)ка алмаз..ми своего снежн..го убора. С утра до веч..ра в её ..роматных см..листых в..твях звонко перекликал..сь пернатое царство а ночью ч..тко др..мало, дожидаясь р..ссвета.
Д..рога с ёлоч(?)кой никогда (не)пустела. То и дело по ней т..нулись дли(н,нн)ые обозы двиг..лись пеш..ходы изредка прол..тали нарядные эк..пажи. Ни от чьих глаз (не)ускользала кр..савица ёлоч(?)ка. Каждый любовался ею и гов..рил Какое пр..лес..ное дер..во! А ёлоч(?)ка тр..петала от избытка ж..зни и ласки и ш..птала О, как пр..крас..на ж..знь!
(По А. Куприну)
Оценка ____________
Работа над ошибками
Фамилия, имя __________________________________________
ВАРИАНТ 2
1. Выберите нужную букву, запишите рядом проверочное слово.
Бл(а,о)годарить — __________________________________
зав(и,е)сть — ______________________________________
защ(и,е)щать — ____________________________________
пок(о,а)яние — _____________________________________
оч(а,о)ровать — ____________________________________
2. Подчеркните слова с чередующейся безударной гласной в корне.
Притворяться (спящим), творить, терпеливый, вытереть, гора, гореть, избирать, поскакал, вырасти, примерять (костюм), растопить, бережливый.
3. Вставьте буквы Ё или О после шипящей, выделите морфему, в которой пропущена буква.
Ноч..вка, сгущ..нка, чуж..й, капюш..н, ч..рточка, ш..фёр, ч..ткий, барсуч..нок, печ..т, ш..рты, расчесывать, стереж..т.
4. Выберите одну или две буквы Н в прилагательных.
Стари(н,нн)ый, песча(н,нн)ый, кури(н,нн)ый, неви(н,нн)ый, революцио(н,нн)ый, соломе(н,нн)ый, ю(н,нн)ый, оловя(н,нн)ый, льви(н,нн)ый, зелё(н,нн)ый, ветре(н,нн)ый, мужестве(н,нн)ый.
5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте недостающие знаки препинания.
Особе(н,нн)ая торжестве(н,нн)ая и яс(?)ная прелесть ночей ра(н,нн)ей весны пр..обр..тает своеобразный оттенок в больш..м город., когда пр..кр..щается всякое дв..жение. Глубокая т..шина каж..тся жуткой. Звуки шагов разд..ются звонко и ре..ко на целую версту. Одна стор..на улиц.. тон..т в т..ни другая ярко б..леет громадами домов с бл..стящими лу(н,нн)ыми бликами в окнах. Крыш.. св..ркают, полосами отр..жая лу(н,нн)ый свет. Всё гов..рит о чём(то) (не)обыкнове(н,нн)ом и (ярко)бледный свет и неподвижно мёртвые ре..кие син..е тени. Иногда на луну набежит лёгк..е, как паутина, обл..чко и тотчас же небо с..яет ..ранжевыми тонами.
(А. Куприн)
Оценка ____________
Работа над ошибками
Работа № 3. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Фамилия, имя __________________________________________
АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ 1
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)...Так и начал жить на свете тот маленький цветок. (2)Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. (3)Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. (4)Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. (5)Однако трудно было цветку питаться от одних пылинок, что выпали из ветра, и ещё собирать для них росу. (6)Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. (7)Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
(А. Платонов)
Задания
1. Запишите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.
2. Укажите, каким способом соединяются в тексте предложения:
2 и 3 __________________________________________
4 и 5 __________________________________________
3. Сделайте морфемный разбор слова РАДОВАЛСЯ.
4. Из предложения 5 выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает; запишите транскрипцию этих слов.
5. Из предложений 2—4 выпишите по одному слову с орфограммами: а) “Чередующаяся безударная гласная корня”; б) “Проверяемая безударная гласная корня”.
6. Из предложений 6—7 выпишите глаголы, поставьте их в форму 2-го лица единственного числа.
7. Проведите морфологический разбор слова УТРЕННЕГО из предложения 7.
8. Укажите части речи в предложении 1.
9. Выпишите из текста эпитет. Напишите, какова его роль в тексте.
Оценка ____________
Работа над ошибками
Фамилия, имя __________________________________________
АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ 2
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! (2)В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах — и замираешь от невиданной красоты. (3)Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. (4)А над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. (5)Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей.
(6)Невидимой жизнью полнится зимний лес. (7)От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. (8)Только очень внимательному человеку открывается вся чудесная красота спящего зимнего леса.
(По И. Соколову-Микитову)
Задания
1. Запишите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.
2. Укажите, каким способом соединяются в тексте предложения:
1 и 2 _____________________________________________
3 и 4 _____________________________________________
3. Сделайте морфемный разбор слова ОТКРЫВАЕТСЯ.
4. Выпишите из предложений 6—8 три слова, в которых количество букв и звуков не совпадает; запишите транскрипцию этих слов.
5. Выпишите из предложений 1—5 по одному слову с орфограммами: а) “Чередующаяся безударная гласная корня”; б) “Проверяемая безударная гласная корня”.
6. Из предложений 6—8 выпишите глаголы, поставьте их в форму 2-го лица единственного числа.
7. Проведите морфологический разбор слова ВНИМАТЕЛЬНОМУ из предложения 7.
8. Укажите части речи в предложении 8.
9. Выпишите из текста эпитет. Напишите, какова его роль в тексте.
Оценка ____________
Работа над ошибками