ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Зачётные работы по русскому языку 7 класс к учебнику М. Т. Баранова - 2016 год

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Фамилия, имя ________________­__________________________

ВАРИАНТ 1

1. Найдите и подчеркните слова с чередующейся безударной гласной в корне.

В этом лесу всегда стоял шум, потому что этого дремучего бора не касались ещё пила и топор лесоруба. Высокие столетние сосны с могучими стволами стояли хмурою ратью, плотно сомкнувшись вверху зелёными вершинами. В сырых уголках бора росли высокие зелёные травы; белая кашка склонялась отяжелевшими головками.

(По В.Г. Короленко)

2. Объясните значение фразеологизмов одним словом.

Бросить якорь — ________________­____________________

Рукой подать — ________________­_____________________

Из рук валится — ________________­___________________

Делать из мухи слона —______________­________________

На мякине не проведёшь — ___________________________

3. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

Вьётся, съешь, ёж, всё, съезд, яркий, лестница, моет, шепчешь, бассейн, бьют.

4. Подчеркните слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

Пришкольный, подоконник, осенний, вправо, бесправный, заскрипит, безжизненный, беззвучный, подорожник, приморский.

5. Работа с текстом.

(1)Ястреб п..рил на распахнутых крыльях сов..ршал круги над Семёновым. (2)Круглые тени обл..ков б..жали против т..чения и р..ка (не)могла пов..рнуть их (с)собою. (3)(Во)всём чу..ствовалась неистребимая кр..сота ж..зни в движени.. обл..ков воды рыбьих стай. (4)Ковыль и солянка н..гибались (под)ветром но в каждом изгиб.. их виднелось движение.

(5)П.П. Семёнов зорко н..блюдал за бе..предельными пр..сторами Киргизской степи и ощ..щение з..мной кр..соты (не)покидало его.

(По А. Алдан-Семёнову)

Выполните задания

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте знаки препинания.


2. Озаглавьте текст. ______________­___________________

3. Запишите номера сложных предложений. _____________

4. Из предложения 5 выпишите слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.



Оценка ____________

Работа над ошибками










Фамилия, имя ________________­__________________________

ВАРИАНТ 2

1. Найдите и подчеркните слова с чередующейся безударной гласной в корне.

В марте горят снега: всё усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берёз становятся бронзовыми, а заросли ольхи — лиловыми.

Днём на солнце капель, ночью — звонкий мороз...

(Н. Сладков)

2. Объясните значение фразеологизмов одним словом.

Перемывать косточки —______________­________________

Вавилонское столпотворение — _______________________

Чувство локтя — ________________­____________________

Денно и нощно —________________­___________________

Бить баклуши — ________________­____________________

3. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

Ясно

льётся

мяч

подъезд

касса

явь

честно

бульон

грустный

юг

печь

4. Подчеркните слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

Весенний, влево, прикоснуться, настольный, привокзальный, подснежник, приехал, содружество, переходить, подвенечный.

5. Работа с текстом.

(1)Роль л..сов в жизн.. и ст..новлении человека чр..звычайно в..жна. (2)Лес дал человеку первые орудия труда позн..комил с огнём и сн..бдил др..весиной для первых к..стров. (З)Лес к..рмил наших предков д..вал им н..дёжный кров защ..щал от п..лящего со..нца ветра дождя и м..роза. (4)Дер..во пр..родитель всех предметов труда и быта которые созд..ло человечество. (5)Лес явля..тся стабилизатором природной среды и его зн..чение для человечества пр..обретает гл..бальные м..сштабы.

(По В.Н. Шинкарёву)

Выполните задания

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте знаки препинания.


2. Озаглавьте текст. ______________­___________________

3. Запишите номера сложных предложений. _____________

4. Из предложения 3 выпишите слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.



Оценка ____________

Работа над ошибками










Работа № 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Фамилия, имя ________________­__________________________

ВАРИАНТ 1

1. Выберите нужную букву, запишите рядом проверочное слово.

Благосл(о,а)вить — ______________­____________________

изв(и,е)ните —________________­______________________

спр(а,о)ведливый — ______________­___________________

д(о,а)лина — ________________­_______________________

объед(е,и)нение — ______________­____________________

2. Подчеркните слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Положение, стереть, примирять, замирать, косить, собиравшийся, гордиться, коснусь, терпеть, поклониться, тернистый, растоптать.

3. Вставьте буквы Ё или О, выделите морфему, в которой пропущена буква.

Плеч..м, прич..ска, ш..пот, парч..вый, ш..рох, крюч..к, деш..вый, крыж..вник, ож..г (руки), ож..г (руку), трещ..тка, реш..тка, влеч..т.

4. Выберите одну или две буквы Н в прилагательных.

Серебря(н,нн)ый, обыкнове(н,нн)ый, стекля(н,нн)ый, лебеди(н,нн)ый, ветре(н,нн)ый, цели(н,нн)ый, безветре(н,нн)ый, деревя(н,нн)ый, масле(н,нн)ый, традицио(н,нн)ый, дли(н,нн)ый, одновреме(н,нн)ый.

5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте пропущенные знаки препинания.

(На)опушк.. леса вблизи дорог.. у прохладного журч..щего руч(?)я выр..сла стройная з..лё(н,нн)ая ёлоч(?)ка. Пр..вольно и вес..ло р..сла она. Л..скали её г..рячие поцелуи летн..го со..нца. В лу(н,нн)ые зимн..е ночи св..ркала ёлоч(?)ка алмаз..ми своего снежн..го убора. С утра до веч..ра в её ..роматных см..листых в..твях звонко перекликал..сь пернатое царство а ночью ч..тко др..мало, дожидаясь р..ссвета.

Д..рога с ёлоч(?)кой никогда (не)пустела. То и дело по ней т..нулись дли(н,нн)ые обозы двиг..лись пеш..ходы изредка прол..тали нарядные эк..пажи. Ни от чьих глаз (не)ускользала кр..савица ёлоч(?)ка. Каждый любовался ею и гов..рил Какое пр..лес..ное дер..во! А ёлоч(?)ка тр..петала от избытка ж..зни и ласки и ш..птала О, как пр..крас..на ж..знь!

(По А. Куприну)

Оценка ____________

Работа над ошибками










Фамилия, имя ________________­__________________________

ВАРИАНТ 2

1. Выберите нужную букву, запишите рядом проверочное слово.

Бл(а,о)годарить — ______________­____________________

зав(и,е)сть — ________________­______________________

защ(и,е)щать — ________________­____________________

пок(о,а)яние — ________________­_____________________

оч(а,о)ровать — ________________­____________________

2. Подчеркните слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Притворяться (спящим), творить, терпеливый, вытереть, гора, гореть, избирать, поскакал, вырасти, примерять (костюм), растопить, бережливый.

3. Вставьте буквы Ё или О после шипящей, выделите морфему, в которой пропущена буква.

Ноч..вка, сгущ..нка, чуж..й, капюш..н, ч..рточка, ш..фёр, ч..ткий, барсуч..нок, печ..т, ш..рты, расчесывать, стереж..т.

4. Выберите одну или две буквы Н в прилагательных.

Стари(н,нн)ый, песча(н,нн)ый, кури(н,нн)ый, неви(н,нн)ый, революцио(н,нн)ый, соломе(н,нн)ый, ю(н,нн)ый, оловя(н,нн)ый, льви(н,нн)ый, зелё(н,нн)ый, ветре(н,нн)ый, мужестве(н,нн)ый.

5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте недостающие знаки препинания.

Особе(н,нн)ая торжестве(н,нн)ая и яс(?)ная прелесть ночей ра(н,нн)ей весны пр..обр..тает своеобразный оттенок в больш..м город., когда пр..кр..щается всякое дв..жение. Глубокая т..шина каж..тся жуткой. Звуки шагов разд..ются звонко и ре..ко на целую версту. Одна стор..на улиц.. тон..т в т..ни другая ярко б..леет громадами домов с бл..стящими лу(н,нн)ыми бликами в окнах. Крыш.. св..ркают, полосами отр..жая лу(н,нн)ый свет. Всё гов..рит о чём(то) (не)обыкнове(н,нн)ом и (ярко)бледный свет и неподвижно мёртвые ре..кие син..е тени. Иногда на луну набежит лёгк..е, как паутина, обл..чко и тотчас же небо с..яет ..ранжевыми тонами.

(А. Куприн)

Оценка ____________

Работа над ошибками










Работа № 3. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Фамилия, имя ________________­__________________________

АНАЛИЗ ТЕКСТА

ВАРИАНТ 1

1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)...Так и начал жить на свете тот маленький цветок. (2)Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. (3)Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. (4)Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. (5)Однако трудно было цветку питаться от одних пылинок, что выпали из ветра, и ещё собирать для них росу. (6)Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. (7)Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.

(А. Платонов)

Задания

1. Запишите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.


2. Укажите, каким способом соединяются в тексте предложения:

2 и 3 ________________­__________________________

4 и 5 ________________­__________________________

3. Сделайте морфемный разбор слова РАДОВАЛСЯ.

4. Из предложения 5 выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает; запишите транскрипцию этих слов.


5. Из предложений 2—4 выпишите по одному слову с орфограммами: а) “Чередующаяся безударная гласная корня”; б) “Проверяемая безударная гласная корня”.


6. Из предложений 6—7 выпишите глаголы, поставьте их в форму 2-го лица единственного числа.




7. Проведите морфологический разбор слова УТРЕННЕГО из предложения 7.




8. Укажите части речи в предложении 1.

9. Выпишите из текста эпитет. Напишите, какова его роль в тексте.




Оценка ____________

Работа над ошибками










Фамилия, имя ________________­__________________________

АНАЛИЗ ТЕКСТА

ВАРИАНТ 2

1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! (2)В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах — и замираешь от невиданной красоты. (3)Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. (4)А над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. (5)Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей.

(6)Невидимой жизнью полнится зимний лес. (7)От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. (8)Только очень внимательному человеку открывается вся чудесная красота спящего зимнего леса.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания

1. Запишите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.


2. Укажите, каким способом соединяются в тексте предложения:

1 и 2 ________________­______________­_______________

3 и 4 ________________­______________­_______________

3. Сделайте морфемный разбор слова ОТКРЫВАЕТСЯ.


4. Выпишите из предложений 6—8 три слова, в которых количество букв и звуков не совпадает; запишите транскрипцию этих слов.




5. Выпишите из предложений 1—5 по одному слову с орфограммами: а) “Чередующаяся безударная гласная корня”; б) “Проверяемая безударная гласная корня”.




6. Из предложений 6—8 выпишите глаголы, поставьте их в форму 2-го лица единственного числа.




7. Проведите морфологический разбор слова ВНИМАТЕЛЬНОМУ из предложения 7.




8. Укажите части речи в предложении 8.

9. Выпишите из текста эпитет. Напишите, какова его роль в тексте.




Оценка ____________

Работа над ошибками















Для любых предложений по сайту: [email protected]