Раздельное и дефисное написание частиц. Различение частицы НЕ и приставки НЕ-. Частица НИ, приставка НИ- - ЧАСТИЦА

Зачётные работы по русскому языку 7 класс к учебнику М. Т. Баранова - 2016 год

Раздельное и дефисное написание частиц. Различение частицы НЕ и приставки НЕ-. Частица НИ, приставка НИ- - ЧАСТИЦА

Фамилия, имя________________­_____________________

ВАРИАНТ 1

1. Слитно, раздельно или через дефис? Раскройте скобки. Частицы обозначьте вверху буквой ч.

1) Обидеть(то) легко, да душе(то) каково? (Поговорка) 2) Юмор для человека то(же), что аромат для розы. (Д. Голсуорси) 3) Я то(же) буду учиться в университете. 4) Если для проявления милосердия нужно куда(то) ехать, то это едва ли есть милосердие. (Л. Толстой) 5) Дай(ка) лучше в карауле на крылечке посижу. (А Твардовский) 6) Что(бы) вы ни делали, делайте это всегда хорошо. 7) Если(бы) знать, где упасть, так соломки(бы) подостлал. (Пословица) 8) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. (Пословица)

2. Раздельно или слитно? Раскройте скобки.

1) Вы на шаг (не)торопливый перейдите, мои кони. (В. Высоцкий) 2) Я был (не)готов к такому повороту дел. 3) Он рассказывал о прочитанной книге вовсе (не)интересно. 4) (Не)большая птица (не)высоко парила над нами. 5) У входа в каменоломню часовой (не)пропустил их, (не)проверив пароля. (Л. Кассиль) 6) Космос — для любознательных и терпеливых, ищущих и верящих в будущее этого пока ещё (не)познанного мира. (Ю. Гагарин) 7) Из уст в уста, из поколения в поколение передавалась (не)писаная мудрость народных примет. (Д. Зуев) 8) Эта тема нами (не)изучена. 9) (Не)сколько лет я изучаю английский язык и, конечно, достиг (не)малых успехов.

3. НЕ или НИ? Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1) Сколько зима (н..)злится, а весне покорится. (Пословица) 2) (Н..)льзя (н..)прислушаться к советам брата. 3) Она (н..)ответила мне (н..)слова. (А Куприн) 4) Истина — лишь то, что за собою (н..)влечёт (н..)горестей, (н..)бед. (Б. Пачёв) 5) Но н.. Анна Михайловна, н.. лакей, н.. кучер, которые (н..)могли (н..)видеть этих людей, (н..)обратили на них (н..)какого внимания. (Л. Толстой) 6) (Н..)когда н.. (в)чём (н..)кому (н..)льзя доверяться безоглядно. 7) (Н..)одна наша группа поедет на каникулах в Санкт-Петербург.

4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Всякий ч..ловек име..т хоть какое(бы) то (н..)было положение в общ..стве; всякому дв..ровому выд..ётся если н.. жалованье, то так называемое “отвесное”. Стёпушка(же) (н..)получал (н..)каких п..собий, (н..)состоял в родстве н.. с кем, (н..)кто (н..)знал о его существовании. У этого человека даже пр..шедшего (н..)было; о нём (н..)говорили; он и по р..визии едва(ли) числился. Х..дили слухи, что сост..ял он когда(то) у кого(то) в камердинерах; но кто он, откуда, чей сын, как попал в число шумихинских подда(н,нн)ых, каким обр..зом д..был мухояровый, с (н..)запям..тных вр..мён н..симый им к..фтан, где ж..вёт, чем ж..вёт, — об этом (н..)кто (н..)имел (н..)м..лейш..го понятия, да (н..)кого и (н..)занимали эти в..просы.

(По И. Тургеневу)

Оценка ____________

Работа над ошибками










Фамилия, имя________________­_____________________

ВАРИАНТ 2

1. Слитно, раздельно или через дефис? Раскройте скобки. Частицы обозначьте вверху буквой ч.

1) Полдень(то) будет, да было(бы) что полдничать. (Поговорка) 2) Приятная шутка в разговоре то(же), что и соль в пище. (Пословица) 3) Нам то(же) не сиделось на месте. 4) Всякое общение с природой как(то) освящает человека. (Н. Рерих) 5) Послушай(ка) лесную тишину! 6) Всё это было(бы) смешно, когда(бы) не было так грустно. (М. Лермонтов) 7) Что(бы) ни произошло, не теряйте света разума. 8) Отскочил, что(бы) дальше прыгнуть. (Пословица)

2. Раздельно или слитно? Раскройте скобки.

1) (Не)ясный полусвет ночника слабо освещает четыре детских кроватки. (Н. Гарин-Михайловский) 2) Я был, конечно, (не)прав. 3) Я (не)торопливо брожу по берегу (не)большой реки. 4) Он писал далеко (не)грамотно. 5) Достигнув глубокого места и (не)решаясь идти дальше, медвежонок остановился. (Е. Спангенберг) 6) Тайна эта осталась (не)разгадана. 7) Есть (не)скудеющая сила, есть и (не)тленная краса. (Ф. Тютчев) 8) Эта встреча никем (не)воспета. (А Ахматова) 9) С (не)которых пор этот цветок стал для нас интересным.

3. НЕ или НИ? Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1) Сколько я (н..)напрягал зрение, я не мог увидеть конца этой низины. (В. Арсеньев) 2) Грядущ..му нельзя (н..)доверяться. (А Фет) 3) (Н..)тучки нет на небосклоне. (А. Фет) 4) Я люблю всё, чему в этом мире (н..)созвучья, (н..)отзвука нет. (Н. Анненский) 5) Ей н.. в чём (н..)кто (н..)как помочь (н..)хочет. (И. Крылов) 6) Он (н..)мог (н..)заметить (н..)смущения, (н..)особого блеска глаз своей гостьи. 7) (Н..)дорого ценю я громкие права, от коих (н..)одна кружится голова. (А. Пушкин)

4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Даже и в праз(?)ничные дни вс..общ..го жалованья Стёпушка (н..)являлся к выст..вле(н,нн)ым ст..лам и бочкам, (н..)клан..лся, (н..)подх..дил к барской руке; разве какая добр..я душа, прох..дя мимо, уд..лит б..дняге (н..)доеде(н,нн)ый кусок п..рога. И куда(бы) (н..)отлучался он, на день или на два, его отсутствия (н..)кто (н..)зам..чает. Х..дил он и двиг..лся без всякого шуму, вечно хл..потал и в..зился (в)тихомолку, словно мур..вей.

Лицо у Стёпушки мал..нькое, нос..к остр..нький, уши пр..большие, как у л..тучей мыши, бор..да словно две н..дели тому назад выбрита, и (н..)когда (н..)меныне (н..)бывает, (н..)больше. Вот этого(то) Стёпушку и встрет..л на бер..гу Исты.

(По И. Тургеневу)

Оценка ____________

Работа над ошибками















Для любых предложений по сайту: [email protected]