Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год
Дефис в наречиях - НАРЕЧИЕ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Словарные диктанты
I
Мало-помалу, бок о бок, точь-в-точь, чуть-чуть, крепко-накрепко, давным-давно, далеко-далеко, высоко-высоко, тихо-тихо.
• Подчеркните наречие времени.
II
Поступить по-товарищески, когда-то давно-давно, разговаривать по-русски, мало-помалу освоились, по-весеннему тепло, где-то далеко-далеко, позвонить когда-нибудь, сделал по-своему, одолжить по-дружески.
• Выделите орфограмму наречия. Объясните правописание наречий.
III
Разделить по-братски, русско-английский словарь, кого-нибудь встретить, юго-восточное направление, иссиня-чёрный цвет, кое-что поняли, купили диван-кровать, чуть-чуть освоились, прозрачно-белый туман, по-летнему жарко.
• Объясните наличие дефиса в словах. Указывайте части речи.
IV
Одеться по-осеннему; по осеннему лесу; по настоящему договору; полюбить по-настоящему; по-прежнему аккуратно; по прежнему расписанию; по моему мнению; будет по-моему; думать по-другому; по другому пути.
• Объясните правописание созвучных слов.
Объяснительные диктанты
I
1) Быть по-сказанному как по писаному. 2) Много грому по- пустому. 3) Звонко занёс, да куда-то вынесешь. 4) Звонко поёшь, где- то сядешь! (Пословицы) 5) Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как. (А.Н. Толстой) 6) Всякое слово где-нибудь да оказывается подходящим. (Квинтилиан) 7) Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. (Д. Дьюи)
• Объясните правописание наречий.
• Укажите, каким членом предложения являются наречия.
• Укажите предложение с причастным оборотом, выделите причастный оборот графически, определяемое слово возьмите в рамочку.
• С наречием из предложения 2 составьте и запишите предложение, в котором данное наречие перейдёт в разряд прилагательного с предлогом. Как изменится написание слова?
II
1) И мне теперь от красоты не спится, как не спалось когда-то от тоски. (И. Елагин) 2) В окна, занесённые снегом, едва-едва брезжит утренний свет. (В. Дмитриева) 3) Хрустнула ветка где-то в лесном покое. (Ю. Левитанский) 4) Я вернусь, когда раскинет ветви по- весеннему наш белый сад. (С. Есенин) 5) Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. (Е. Носов) 6) Кое-где вдали желтеет поспевающая рожь. (И. Тургенев) 7) Каждое дерево разговаривает по-своему. (М. Зверев) 8) Весь день печёт солнце. Так и хочется укрыться куда-нибудь в зелёную тень кустов и деревьев. (Г. Скребицкий)
• Объясните правописание наречий.
• Проведите морфологический разбор одного наречия.
• Выделите графически причастный и деепричастный обороты. Определяемые слова возьмите в рамочку.
III
Книги, как и люди, не переходят из класса в класс без экзамена. Даже самым знаменитым книгам приходится непременно держать экзамен у каждого нового поколения в каждой стране. И тут бывает по- разному. Бывает так, что книга, мирно и спокойно стоящая на полке, как-то незаметно теряет свою жизненность и остроту... Но, к счастью, есть книги, не поддающиеся разоблачающему воздействию времени.
(По С. Маршаку)
• Объясните наличие дефиса в наречиях.
• Запишите четыре-пять своих примеров наречий, которые пишутся через дефис.
• Какие ещё орфограммы наречий иллюстрирует записанный вами текст?
• Обоснуйте слитное или раздельное написание НЕ со словами.
Предупредительные диктанты
I
• Вспомните и проговорите правило написания дефиса в наречиях.
• Запишите под диктовку.
1) Мало-помалу мы продвигались вперёд, постепенно приближаясь к намеченной цели. 2) Солнце светило по-весеннему ярко, лишь кое-где на высоком небе проплывали небольшие облака. 3) Когда-нибудь мы снова встретимся, и я открою тебе по-дружески одну тайну. 4) Во-первых, я как-то не готов сейчас к такому серьёзному разговору, а во-вторых, уже поздно и пора отдыхать. 5) По-прежнему всё вокруг восхищало первозданной свежестью и красотой!
• Выделите орфограмму “Дефис в наречиях”.
• Выделите орфограммы в наречиях вперёд, снова, постепенно.
• Определите способ образования наречий постепенно, снова.
• Объясните лексическое значение слова первозданной.
II
• Вспомните и проговорите правило написания дефиса в наречиях, дефиса в неопределенных местоимениях; правило слитного и дефисного написания прилагательного.
1) Светло-голубое небо было в эти погожие дни по-прежнему высокое-высокое! 2) На улице было по-осеннему прохладно, дул северо- западный ветер. 3) Ещё вчера на деревьях кое-где висели листья, но сегодня ветер сорвал их, и взору открылись светлые-светлые дали. 4) Отчего-то на душе становится по-весеннему светло и тепло, когда читаешь стихи Есенина о природе. 5) Давно-давно я не был что-то в роще, где играл с друзьями в детстве.
• Объясните правописание слов, которые пишутся через дефис; укажите, какими частями речи являются эти слова.
• Укажите морфологические признаки слов ещё, что-то.
• Проведите синтаксический разбор предложения 3. Начертите его схему.
III
• Вспомните и проговорите правила дефисного написания наречий, местоимений, прилагательных.
• Запишите текст.
По-разному складываются судьбы наших матерей. Взгляните на эти руки. Точно ветви старого-старого дерева, грустно стекают они на колени. Годы оставляют на них свои следы. Глубокими дорожками отмечены потери, горе, недосыпание, усталость. Вздулись, точно ручьи в половодье, перетруженные вены...
Вижу маму на пороге дома. Отработала, как всегда, от зари до зари, вышла на крыльцо, вздохнула, присела на нагретые ступеньки, как-то по-особенному, по-матерински, сложив руки на коленях. Ждёт чего-то? Может, сына, что давно не был в гостях. Может, дочку, что выросла незаметно, внучат. Вот-вот прибегут, и заласкает она их, и будет рассказывать длинную-длинную сказку или петь какую-нибудь песню, перебирая детские локоны...
Вложите материнские руки в свои, поднимите, приблизьте к лицу своему, внимательно-внимательно всмотритесь в испещрённые морщинами пальцы. Они когда-то были по-девичьи гибки и проворны, мягки и ровны. Но какими бы они ни были — молодыми или старыми, гладкими или “с узелочками”, — ничего прекраснее их нет и не может быть в мире.
(По О. Кузьминой)
• Обоснуйте наличие дефиса в словах.
• Какие ещё орфограммы наречий иллюстрирует данный текст? Выделите эти орфограммы.
• Определите способ образования слов по-разному, внимательно.
• Проведите синтаксический разбор предложений: 1) “Вот-вот прибегут, и заласкает она их...”; 2) “Вложите материнские руки в свои...”.
Распределительный диктант
• Запишите наречия в три колонки в соответствии с написанием: 1) слитно; 2) раздельно; 3) через дефис.
По-настоящему, понемногу, по-дружески, поутру, по памяти, побольше, в-третьих, вслепую, в тайне (хранить), точь-в-точь, бок о бок, видимо-невидимо, как-нибудь, по-разному, по-русски, кое-где, поблизости, в одиночку, впоследствии, мало-помалу, как-никак, нежданно-негаданно.
Выборочный диктант
• Запишите только наречия, которые пишутся через дефис.
1) Ничего нет на свете важнее, благородней работы жнеца, если рожь где-то жемчугом зреет, кто-то трудится в поте лица. (Савенков) 2) Разве может с тем, что любил до слёз, человек когда-нибудь расстаться? (А. Фатьянов) 3) Жалок по-настоящему тот, кто ищет себе дешёвой жизни. (Д. Джордан) 4) Солнце одно, а всем по-разному пригревает. (Пословица) 5) Все тираны, когда-либо жившие на свете, тоже верили в свободу — свободу для самих себя. (X. Хаббард) 6) Даже самые старые люди питают надежды и составляют планы как-нибудь улучшить своё положение. (Дж. Леопарди) 7) Потрудишься кое-как — и получишь чуть-чуть. (Народная мудрость)
• Объясните графически наличие дефиса в наречиях.
• Выпишите неопределённое местоимение. Объясните, по каким морфологическим признакам отличаются неопределённые местоимения от наречий типа кое-где, куда-то и т.п.
• Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: “Жалок по-настоящему тот, кто ищет себе дешёвой жизни” (Д. Джордан).
Творческие диктанты
I
По-весеннему; по-нашему; по-другому; по-прежнему.
• Составьте с данными словами пары предложений так, чтобы эти формы слов выступали в качестве наречий и в качестве других частей речи. Определите части речи созвучных слов, объясните разницу в их написании.
II
• Запишите слева в столбик слова и словосочетания.
1) Небрежно, плохо; 2) совершенно точно; 3) очень давно; 4) очень мало; 5) хоть немного, хоть в какой-то степени; 6) в какое-нибудь время; 7) так, как раньше, прежде; 8) в первую очередь; 9) встать на рассвете.
• Рядом, во второй столбик, запишите наречия.
Чуть-чуть, рано-рано, кое-как, давным-давно, во-первых, точь-в- точь, когда-нибудь, по-прежнему, мало-мальски.
• Соедините стрелочками наречия второго столбика со словами и словосочетаниями из левого столбика в соответствии со значением наречий.