Повторение темы Наречие - НАРЕЧИЕ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

Повторение темы Наречие - НАРЕЧИЕ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словарные диктанты

I

Никогда не поздно помириться; неожиданно упал навзничь; изредка беседуем по-английски; хорошо читает по-французски; когда-нибудь сделаю по-вашему; неоткуда ждать помощи; поступить по- настоящему мужественно; нисколько не выразительно прочитал; немедленно умчался вскачь; сначала свернул направо.

• Выделите орфограммы наречий.

• Найдите наречия, которые имеют омонимы среди самостоятельных частей речи. Составьте и запишите такие предложения, которые будут подтверждать правильность вашего выбора.

• Определите способ образования наречий изредка, по-английски, мужественно.

II

Незаметно как-то успокоился, говорил почему-то путано, нечаянно оступился, никогда не поздно исправиться, неожиданно убежал прочь, внимательно глядел в даль моря, смотрел вдаль, смотреть сверху вниз, вредить исподтишка, говорить обдуманно, незачем пугаться, поступайте всегда хорошо, вытереть доску досуха, свернуть влево, по-настоящему мужественный человек, кое-как пришёл в себя, уверенно шагнул вперёд, непременно когда-нибудь встретимся, приехал вовремя, тотчас извинился, светит по-осеннему неярко.

• Выделите орфограммы наречий.

• Подчеркните наречия, которые имеют омонимы среди других частей речи. Составьте и запишите такие предложения, которые будут подтверждать правильность вашего выбора. Объясните правописание омонимичных слов.

Объяснительные диктанты

I

1) Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу, и, настежь окна раскрывая, весна проходит по селу. (М. Исаковский) 2) Направо от огорода, тихо пошёптывая и изредка вздрагивая от невзначай налетевшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулась необозримая роща. (А. Чехов) 3) Здесь тропы первый раз разделились: одна пошла вверх по реке, другая — куда-то вправо. (В. Арсеньев) 4) Далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток. (А. Чехов) 5) Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. (И. Тургенев)

• Выделите орфограммы наречий.

• Проведите синтаксический разбор предложений 1 и 2. Простыми или сложными являются данные предложения? Чем осложнены их части? Начертите схемы предложений.

• Разберите по составу слова пошёптывая, необъятно. Что общего в морфемном строении данных частей речи? Чем можно объяснить данную особенность?

• Укажите синтаксическую роль наречий в предложении 5, определите разряд наречий по значению.

II

1) Постоянно давай себе труд чувствовать истину того, что говоришь. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский) 2) Словами туда и сюда, а делами никуда. (Пословица) 3) Уметь говорить — хорошо, уметь слушать — ещё лучше. (Пословица) 4) Сначала взвесь свои мысли, потом рождай слова. (Народная мудрость) 5) Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Толстой) 6) Хорошо говорить — значит просто хорошо думать вслух. (Э. Ренан) 7) Достойный человек никогда не станет говорить наобум, но всегда держит в уме какой-то образец, как и все остальные мастера. (Сократ) 8) Сплетника и болтуна, изведав, тотчас гони прочь, потому что он болтает не из добрых чувств, а чтобы выдать другим твои слова и дела. (Эзоп)

• Какая тема объединяет записанные вами предложения? Почему данной теме посвящено много пословиц и афоризмов?

• Выделите орфограммы наречий.

• Докажите, что наречия сначала, тотчас имеют созвучные слова среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующие предложения. Объясните правописание созвучных словоформ.

• Разберите по составу слова изведав, неточно. Что общего в морфемном строении данных частей речи? Чем можно объяснить данную особенность?

• Проведите синтаксический разбор предложения 6.

III

В дороге можно испытывать тоску не только по тому, что оставил позади себя, но и по тому, чего остро недостаёт сейчас (по морю — в пустыне, по земле — в море). Серьёзная вещь — дорожная тоска... Если её не утолить вовремя, можно и заболеть. А дилижанс наш едет теперь на север. Медленно-медленно мы въезжаем в ворота города Брюгге. Пустынно и сумрачно. Осень, поздний час. Островерхие дома, извилистые улицы, тусклые огни в окнах.

(Е. Богат)

• Выделите орфограммы наречий.

• Подчеркните наречия как члены предложения; укажите разряд наречий по значению.

• Укажите наречие в тексте, которое имеет созвучное слово среди других самостоятельных частей речи. Докажите свой выбор: составьте и запишите предложение, в котором наречие перейдёт в другую часть речи. В какую? Как вы напишите это слово?

IV

Я шёл напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. Можно было в Крымске сесть на автобус и через пару часов оказаться в Новороссийске, у тёплого моря. Но я предпочёл идти пешком по бездорожью, чтобы через два-три дня увидеть море с вершины горы... Ради этого захватывающего мгновения и мучил себя подъёмами-спусками, переходил вброд ручьи и речки. Вершины предгорий, издали казавшиеся близкими, по мере приближения уплывали ввысь и вдаль. С очередной вершины открывались новые гряды гор, похожие на застывшие волны гигантского моря. Где-то я читал или когда-то слышал, что на месте Кавказа в доисторические времена было море. Не каменные застывшие, а настоящие волны гуляли на этих просторах...

(Из журнала “Вокруг света”)

• Выделите орфограммы наречий, объясните их правописание.

• Проведите морфологический разбор одного из наречий.

• Найдите в записанном тексте предложение с обособленным причастным оборотом. Проведите синтаксический разбор этого предложения.

• Какие наречия из предложения 5 имеют созвучные слова среди других частей речи? Докажите, составив и записав соответствующие предложения. Объясните правописание этих слов.

• Определите способ образования наречий издали, вдали.

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните и проговорите орфограммы наречий.

1) Где-то песнь соловья вдалеке я слышу. 2) Бесконечная дорога убегает лентой вдаль. 3) В забвенье канули года, вослед и вы ушли куда-то. И лишь по-прежнему вода шумит за мельницей крылатой. 4) Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба и с хрустом мысленно кусаю огурцы, за ровной гладью вздрогнувшее небо выводит облако из стойла под уздцы. 5) Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, что совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось. 6) Г дето за садом несмело, там, где калина цветёт, нежная девушка в белом нежную песню поёт. 7) По-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья. 8) Наше поле издавна знакомо с августовской дрожью поутру. 9) Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать. 10) Снова выплыли годы из мрака и шумят, как ромашковый луг. 11) Оглянись, как хорошо кругом!.. 12) Вот отчего я чуть-чуть не заплакал и, улыбаясь, душой погас, — эту избу на крыльце с собакой словно я вижу в последний раз. 13) Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. 14) Затомилась деревня невесточкой — как-то милы в дальнем краю?

(С. Есенин)

• Объясните правописание наречий в записанных предложениях.

• Строки какого русского поэта XX века вы записали?

• Проведите со словом вослед из предложения 3 лексический, фонетический, орфографический, морфемный, морфологический разборы.

• Наречие по-осеннему имеет созвучное слово среди других частей речи. Составьте и запишите предложение, которое будет подтверждать данную мысль. Одинаково или по-разному будут писаться эти словоформы?

II

• Вспомните и проговорите орфограммы наречий.

• Запишите под диктовку.

1) Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь, потому что неточность и запутанность выражений свидетельствуют только о запутанности мыслей. (По Н. Чернышевскому) 2) Кто смирил себя внутренне, тот не бывает окрадываем через уста. (Прп. Иоанн Лествичник) 3) То слово не исчезнет совершенно, которое повторяется многими в народе. (Гесиод) 4) Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Л. Толстой) 5) Многая речь на устах — ещё не залог разумения. (Фалес) 6) Долго думал, да хорошо сказал. (Пословица) 7) Издавна в народе почитается кротость. (Народная мудрость) 8) Человеку всегда как-то неловко становится, когда он много наговорит сам. (Л. Толстой) 9) Человек по-настоящему мыслящий черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. (Квинтилиан) 10) Умей вовремя сказать, вовремя смолчать. (Пословица) 11) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. (И. Крылов) 12) Прочь беги из мест, где уста неразумные глаголят. (Народная мудрость)

• Выделите орфограммы наречий.

• Докажите, что наречия вовремя, совершенно имеют созвучные слова среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующие предложения, объясните правописание созвучных слов.

• Проведите морфологический разбор наречий из предложений 7, 8.

• Какой теме посвящены данные афористические выражения? Чем объясняется обилие афоризмов по данной теме?

• Объясните, как вы понимаете смысл высказываний: а) “Кто не смирил себя внутренне, тот не бывает окрадываем через уста” (Прп. Иоанн Лествичник); б) “Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас” (Л. Толстой).

Выборочные диктанты

I

• Послушайте текст и объясните, как вы понимаете смысл фразы М. Пришвина: “...Встретить... весну человека...”?

• Запишите под диктовку.

Весна начинается прибавкою света, когда в народе говорят, что будто бы медведь переворачивается в берлоге с боку на бок; тогда солнце повёртывается на лето. И хотя зима на мороз, — всё-таки цыган тулуп продаёт...

Январь, февраль, начало марта — это всё весна света. Небесный ледоход лучше всего виден в большом городе наверху между громадами каменных домов. Да, счастлив тот, кто может застать начало весны света в городе и потом встретить у земли весну воды, травы, леса и, может быть, весну человека...

Никогда новая весна не бывает, как старая, и оттого так хорошо становится жить — с волнением, с ожиданием чего-то нового в этом году.

(По М. Пришвину)

• Выпишите наречия, выделите в них орфограммы.

• Какие орфограммы наречий не иллюстрирует данный текст? Запишите свои примеры на эти орфограммы (по два-три примера).

II

Котёнок проснулся и обнаружил у себя хвост. Это было для него большим открытием, и он посмотрел на хвост недоверчиво, почти испуганно, а затем бросился его ловить. И, глядя на весёлую, забавную возню Котёнка, как-то не верилось, что столько радости может доставить этот грязный, куцый, беспомощный хвостик.

(Ф. Кривин)

• Выпишите из текста наречия. Выделите орфограммы наречий.

• Выпишите одно наречие, проведите его морфемный и морфологический разбор.

III

• Послушайте отрывок из стихотворения П. Вяземского “Степь”. Запишите только наречия вместе с теми словами, к которым они относятся.

* * *

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и вёрсты нипочём!

Тонут время и пространство

В необъятности твоей.

Степь широко на просторе

Поперёк и вдоль лежит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит.

• Определите вид наречий по значению.

• Проведите морфологический разбор одного наречия.

Творческий диктант

• Запишите текст, оставляя пропуски. (Учитель указывает, где оставить место для недостающего слова.)

С начала сентября воздух начинает (...) холодеть. Утром вы замечаете, что трава (...) побелела. Свежо. Лужи (...) засыпаны листьями. (...) мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут (...), и земля не просыхает (...). Ветер дует (...), разнося (...) созревшие семена деревьев. Листья на деревьях начинают (...) желтеть. Поля (...) желтеют, лишь (...) зеленеет озимь.

(По Г. Богдановой)

• Запишите наречия и распространите ими текст, который вы записали.

Мало-помалу, беспрестанно, понемногу, по-осеннему, чуть-чуть, по-прежнему, скоро, кое-где, без устали, сплошь, скоро, далеко-далеко.

Сверьте с авторским вариантом:

С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава чуть-чуть побелела. Свежо. Лужи сплошь засыпаны листьями. По-осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспрестанно, и земля не просыхает скоро. Ветер дует без устали, разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев. Листья на деревьях начинают кое-гдежелтеть. Поля мало-помалу желтеют, лишь по-прежнему зеленеет озимь.

(Г. Богданова)

• Что придают наречия тексту?

• Найдите среди наречий такое, которое имеет созвучное слово среди самостоятельных частей речи. Составьте и запишите предложение, которое будет подтверждать правильность вашего выбора.

(Ключ: Наречие “по-прежнему” может переходить в прилагательное с непроизводным предлогом “по”.)

• Определите, к каким частям речи принадлежат слова с начала (предложение 1), свежо (предложение 3). Составьте и запишите предложения, в которых данные слова будут другими частями речи.

Контрольные диктанты

I

...По-особенному, как-то даже притаённо и робко любил я зимние вечера. Над увалами за селом долго и недвижно багровела заря. Село цепенело в сумерках от мороза; хрустело под ногами людей, трещали деревянные избы. Скрип полозьев разносился далеко-далеко. За обозом оставалась гладкая стеклянная полозница, зеркально сверкающая в серой мгле зимней ночи...

Каким же наслаждением было продрогшему до последней жилки малому человеку сбросить настывшие катанки да соколом взлететь на жаркую, уютную и гостеприимную русскую печь!

Ужинали неторопливо, степенно, однако свет гасили рано, экономя керосин. В избе, наглухо закрытой ставнями, наполненной устойчивым теплом, негромко переговаривались заезжие обозники. Слышен был шорох снега в трубе. И от шорохов, от темноты, сомкнувшейся вокруг, веяло таинственностью, но таинственностью привычной, своей.

(По В. Астафьеву)

Задания:

1. Выделите все орфограммы наречий.

2. Какие орфограммы наречий не иллюстрирует данный текст? Запишите на эти орфограммы свои примеры (по два-три примера).

3. Разберите по составу слова притаённо, хрустело, экономя (I вариант); неторопливо, хрупало, закрытой (II вариант).

4. Проведите морфологический разбор слов робко (любил) (I вариант); (скрип разносился) далеко-далеко (II вариант).

II

Вечер в поле встречает нас целым архипелагом пышных золотисто-лиловых облаков на западе, необыкновенной нежностью и ясностью далей... Свежеет, и блеск вечера меркнет. Меланхолично засинели поля, далеко-далеко на горизонте уходит за черту земли огромным мутно-малиновым шаром солнце. И что-то старорусское есть в этой печальной картине, в этой синеющей дали с мутномалиновым щитом. Вот он ещё более потускнел, вот от него остался только сегмент, потом дрожащая огневая полоска...

Быстро падает синеватый сумрак летней ночи, точно кто незримо сеет его. В лужах уже холодно, как в погребе, и резко пахнет росистой зеленью. Только изредка повевает откуда-то теплом... В сумраке мелькают придорожные лозинки, и на них, нахохлившись, спят вороны... А на востоке медленно показывается большая голова бледного месяца.

(По И. Бунину)

Задания:

1. Выделите все орфограммы наречий.

2. Запишите по два-три примера на орфограммы наречий, которые не иллюстрирует данный текст.

3. Определите способ образования слов изредка, медленно, придорожные.

4. Разберите по составу слова резко, засинели, старорусское.

5. Проведите синтаксический разбор предложения “Только изредка повевает...”

III

Заблудился

...Петя шёл уже довольно долго, а лес всё не кончался. Вскоре в лесу стало совершенно темно. Петя думал уже вернуться назад, но и позади было всё темно и глухо. Страх снова напал на него...

Петя устал и проголодался, ему очень хотелось прийти куда-нибудь поскорее. Он присел, перевёл дух и снова отправился в путь.

Начинало светать, когда Петя заметил, что лес редел, деревья делались мельче. Ноги мальчика подламывались от усталости, но он ускорил шаг, желая скорее добраться до какой-нибудь деревушки.

Неожиданно открылась перед ним луговина, освещённая косым лучом солнца. Слева долина делала крутой поворот, справа убегала мелкими извилинками в неоглядную даль, наполненную утренним туманом и сизыми тенями...

Петя заметил реку. Он бросил в воду сухую ветку и пошёл по течению.

“Есть хочется!..” — подумал Петя, утирая слёзы, которые поминутно заслоняли перед ним дальнюю местность, куда жадно устремлялись глаза его.

Петушиный крик, раздавшийся за дальним откосом, быстро осушил его слёзы. Собрав остаток сил, рванул он в ту сторону... Обогнув откос, Петя увидел деревню.

(По Д. Григоровичу)

Задания:

1. Выделите в тексте орфограммы наречий.

2. Проведите морфологический разбор слов куда-нибудь (I вариант) и поминутно (II вариант).

3. Проведите синтаксический разбор предложений: “Неожиданно открылась перед ним...” (I вариант); “Петушиный крик, раздавшийся...” (II вариант).

IV

Долгая слава у вологодского кружева! Но как непросто творится эта слава!.. Ниточка за ниточку, коклюшка за коклюшечку, и так изо дня в день, из года в год. Кружатся за окном долгой песней снежинки и словно оседают на белой подушке-валике нетающим инеем...

Склонились над вязаньем, ловя короткий зимний свет, мастерицы. Их руки легко и быстро-быстро перекатывают коклюшки: вересовые или кленовые, еловые или камышовые. Вы знаете, как поют коклюшки? Как струйка тонкого ручейка в лесу. Как апрельская капель. Как градинки о хрусталь. Каждый, кто их услышит, по-своему скажет. А мастерице своё слышится. Песня долгая, сдержанная, как чувства северян. Песня вплетается незримой нитью в кружево и навеки становится неразлучной с ним, врачует душу того, кто вглядывается в узор, кто пытается разгадать его неумолчную красоту.

(По Н. Веселовой)

Задания:

1. Разберите по составу слова навеки, вглядывается, еловые (I вариант); быстро, неумолчную, разгадать (II вариант).

2. Определите способ образования слов непросто (I вариант) и по-своему (II вариант).

3. Подчеркните наречия во втором абзаце как члены предложения, определите разряд наречий по значению.

4. Проведите синтаксический разбор предложения “Склонились над вязаньем...”.

V

Радостное чувство вызывает картина Левитана “Свежий ветер. Волга”. Образ великой русской реки всегда близок нам и дорог.

Могучую, широкую и полноводную Волгу бороздят пароходы и баржи, тут и там снуют рыбачьи лодки. Тяжело пыхтит, вспенивая воду, буксирный пароход, с трудом таща за собой две огромные баржи. На одной из них в помощь буксиру поднят парус. Большие, неуклюжие баржи с высокими мачтами, с тяжёлыми рулями управления на корме медленно продвигаются вперёд. Навстречу, рассекая воду и сверкая на солнце, движется, словно лебедь, пассажирский пароход. За ним виднеется дымок ещё одного судна. Покачиваясь на волнах, спешит куда-то лодка с гребцом. Невысоко над водой носятся белокрылые чайки.

Здесь всё в движении. Уходят вдаль, постепенно уменьшаясь, волжские берега. Крепкий ветер рябит воду, поднимает синие волны с белыми барашками пены, отклоняет влево дымок пароходов, гонит по небу разорванные облака, наполняя природу радостью, жизнью, движением.

“Ни одна картина, кроме репинских “Бурлаков”, не даёт по- настоящему яркой, точной характеристики Волги”, — писал художник М. Нестеров о левитановском “Свежем ветре”.

(По Н. Краснову)

Задания:

1. Выделите в тексте диктанта орфограммы в наречиях.

2. Проведите морфологический разбор слова медленно.

3. Проведите синтаксический разбор предложения из третьего абзаца: “Уходят вдаль, постепенно уменьшаясь...”.

4. Докажите, что наречие вдаль из предложения, которое вы разбирали по членам, имеет созвучное слово среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучного слова.

VI

В углу моей дачи стояла кадушка, доверху наполненная водой. Рядом куст бузины.

На бузине сидели бок о бок два совсем ещё молодых воробья. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и начал пить. Пил и всё поглядывал на другого, перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой воробей был чуть-чуть поменьше. Он с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. И пить-то, видимо, хотелось, потому что клюв был разинут от жары.

И вдруг я ясно увидел, что первый воробей уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, поглядывал на брата и звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот снова стал его звать. И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился.

И потом оба воробья, напившись, улетели.

(По В. Вересаеву)

Задания:

1. Выделите орфограммы в наречиях. Обозначьте разряды наречий по значению.

2. Докажите, что наречия тотчас, уверенно имеют созвучные слова среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующие предложения.

3. Разберите по составу слова уверенно, наполненная, напившись.






Для любых предложений по сайту: [email protected]