Буквы О, Ё после шипящих и Ц - ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

Буквы О, Ё после шипящих и Ц - ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Словарный диктант

Симпатичный хомячок, дешёвый товар, грушевый напиток, парчовая ткань, испечённый пирог, сильный ожог, ожёг руку, бережёт честь семьи, студёным ключом, не заманишь калачом, шёпот листьев, шорох гравия, спелый крыжовник, пришёл вовремя, большим тиражом, увлечённый поэзией, талантливый дирижёр, жёлтый одуванчик.

• Обоснуйте выбор букв О, Ё после шипящих.

• Определите способ образования слов: хомячок, парчовая.

Объяснительный диктант

1) Если у тебя есть мужество, дело не будет тяжёлым. 2) В понедельник Савка мельник, а во вторник Савка шорник. 3) Без поджога и дрова не горят. 4) Обжора что хороший жёрнов: что ни кинь, всё смелет. 5) Дешёвый сыр только в мышеловке. 6) Пот ключом бьёт, а жнец своё берёт. 7) За чужой счёт не купишь почёт. 8) У ленивого и крыша течёт, и печь не печёт. 9) Лучше учёный, чем золочёный. 10) Лицом белый, да душой чёрный. 11) Летами ушёл, а умом не дошёл. 12) Огорчённый песен не слушает.

(Пословицы)

• Обоснуйте выбор букв О, Ё после шипящих.

• Найдите в записанных предложениях примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните причину данного фонетического явления. Запишите транскрипцию этих слов.

• Подберите однокоренные слова к слову счёт.

Распределительный диктант

• Запишите диктуемые слова в две колонки: 1) слова, в которых после шипящей пишется буква Ё; 2) слова, в которых после шипящей пишется буква О. Обоснуйте условия выбора букв Ё, О.

Плечом, шёпот, чёлка, щёлка, кумачовый, зайчонок, пчёлы, шёл, жонглёр, шёлковый, сгущёнка, ежовый, речонка, колпачок, капюшон, жёлудь, печёнка, дешёвый, сбережёт, освещённый, силачом, печёт, увлечённый.

• Допишите в каждую колонку по два-три своих примера.

Творческий диктант

• Запишите два ряда слов.

1) Бечёвка, дешёвый, сгущённый, отсечёт, дирижёр, речонка, щёлка, шёпот.

2) Медицина, панцирь, дикция, купцы, циркуль, цифры.

• Подчеркните в каждом ряду “лишнее” слово. Обоснуйте свой выбор. (Ключ: речонка, купцы.)

• Составьте свой ряд слов с одним “лишним”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]