Союз как часть речи. Разряды союзов по значению - Союз - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

Союз как часть речи. Разряды союзов по значению - Союз - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Объяснительные диктанты

I

1) Уважение и правда всегда идут вместе. 2) Раздели радость с другом, и она удвоится. 3) И волки сыты, и овцы целы. 4) Одни глаза и плачут, и смеются. 5) Недовольный да угрюмый всегда позади. 6) Мал золотник, да дорог. 7) Невелика птичка, да коготок остёр. 8) Сделай врага другом, но не делай друга врагом. 9) Велик звон, но не красен.

(Пословицы)

• Союзы возьмите в овал, обозначьте их разряд.

• Какие значения выражают сочинительные союзы в данных предложениях?

• Проанализируйте, что соединяет сочинительный союз в каждом предложении: однородные члены или части сложного предложения?

• Начертите схемы предложений 2 и 4.

II

1) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождём. 2) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах. 3) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. 4) Далеко в разрывы мягких туч светило широкими лучами солнце, и степь дымилась и блестела. 5) Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега. 6) Гайдар ещё несколько раз возвращался в сад, но мне не мешал, а ходил по дальней дорожке и что-то бормотал про себя.

(К. Паустовский)

• Союзы возьмите в овал, обозначьте их разряд по значению.

• Графически покажите роль союзов в данных примерах: подчеркните члены предложения, которые соединяют союзы.

• Начертите схемы предложений 1, 3, 6.

• Найдите предложение с причастным оборотом, укажите причину обособления причастного оборота.

• Найдите слова с чередующейся гласной в корне, выделите корень, объясните правописание гласной буквы в корне.

III

На земле великое множество больших и малых рек. Они, как кровеносные сосуды, пронизывают сушу и соединяют материковые водные системы с Мировым океаном. Есть реки, которые исчезают под землёй, а потом появляются вновь. Некоторые реки летом пересыхают, а зимой промерзают до дна, и ток воды прекращается. В пустынях нередки реки, по которым вода течёт только при сильных дождях. Это обычно случается раз в несколько лет.

(По Г. Ананьеву)

• Найдите в тексте все союзы, возьмите их в овал, обозначьте вид: сочинительный или подчинительный.

• Укажите роль каждого союза в записанных предложениях. Что они присоединяют?

• Начертите схемы: 1) сложносочинённого предложения, 2) сложноподчинённых предложений.

• Подчеркните имя собственное.

• Найдите предложение, в котором есть сравнительный оборот.

• Найдите в тексте все местоимения, укажите их разряд.

IV

У славян отношение к соли было благоговейно, как и к хлебу. Не случайно ритуально-обрядовая символика хлеба и соли соединились в устойчивый элемент народного этикета. Оборот “хлеб да соль!” в России долго являлся приветственным. Эту формулу гость обычно произносил, входя в избу, где за столом сидела обедающая семья.

Многие современные обычаи и ритуалы хранят древнейшее уважение к хлебу и соли, которое досталось нам от предков.

(По В. Мокиенко)

• Союзы возьмите в овал, обозначьте их вид по значению и роль в предложениях.

• Объясните значение слова благоговейно из первого предложения.

• Выпишите из текста один союз, проведите его морфологический разбор.

Выборочные диктанты

I

1) Блаженный запах цветов и плодов долетел с берега. 2) Вскоре пение стихло, и на реку возвратилась тишина. 3) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождём. 4) К полудню тучи ушли, и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо. 5) Они [синицы] висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.

(К. Паустовский)

• Найдите предложения, в которых союз И соединяет части сложносочинённого предложения. Подчеркните грамматические основы. Начертите схемы предложений.

II

1) Проход стал несколько шире, так что Андрию можно было пораспрямиться. 2) Не было ремесла, которого бы не знал козак. 3) Путники выехали на обширную площадь, где обыкновенно собиралась рада. 4) Он [козак] кричал и махал рукою сильнее всех, но за стуками и криками рабочих не было слышно его слов. 5) Сказавши это, он [Тарас] отправился на площадь, потому что давно уже собиралась туда вся толпа. 6) Все своевольные и гульливые рыцари стройно стояли в рядах, почтительно опустив головы, когда кошевой раздавал повеления. 7) Он [Андрий] не знал, что значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. 8) Он [Андрий] шёл, а биение сердца становилось сильнее, сильнее. 9) Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь, но татарка дёрнула его за рукав и указала на маленькую дверь в боковой стене.

(Н. Гоголь)

• Из какого произведения данные строки? Кто автор произведения?

• Найдите сложноподчинённые предложения. Подчеркните грамматические основы, союзы возьмите в овал, укажите их разряд по значению.

III

Князь Владимир Мономах основал город Владимир более 900 лет назад, а его внук князь Андрей Боголюбский сделал Владимир столицей своего княжества. В городе были построены Успенский и Дмитриевский соборы. Мастера украсили их стены великолепной резьбой, поэтому Дмитриевский собор называют “музыкой в камне”. Недалеко от Владимира на берегу реки Нерль стоит церковь Покрова на Нерли. Она очень древняя. Сама церковь небольшая, но величественная. Кг- соту ей придаёт богатая резьба.

(По Е. Симоновой)

• Пронумеруйте предложения текста.

• Укажите номера сложных предложений. Подчеркните в сложных предложениях грамматические основы, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

• Определите вид сложных предложений. Объясните свой выбор.

• Проведите морфологический разбор союзов а, поэтому, и.






Для любых предложений по сайту: [email protected]