Правописание приставок - ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

Правописание приставок - ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Словарные диктанты

I

Расположиться на полянке, развести костёр, возлагать надежды, восходящее солнце, бескорыстный человек, безвкусная обстановка, безвестный герой, бесцветный рассказ, глядеть исподлобья, известный человек, бесплатный проезд, исправить ошибку.

• Объясните правописание согласной в приставках.

• Подчеркните фразеологическое выражение. Замените его словом-синонимом. (Ключ: возлагать надежды — надеяться.)

• Объясните, как вы понимаете значение словосочетаний: 1) бесцветный рассказ; 2) безвкусная обстановка; 3) бескорыстный человек. (Ключ: 1) невыразительный, ничем не замечательный; 2) неотвечающая требованиям хорошего вкуса, лишённая изящества; 3) чуждый корыстных интересов, каких-либо выгод.)

II

Восхищаться другом, сделать скамейку, сбиться с дороги, неудачно подшутить, рассорить друзей, разбить вазу, расписаться в дневнике, сблизиться с детьми, сберечь здоровье, сбрить бороду, отбирать мяч, возрождать традиции, сгрести листву.

• Обоснуйте выбор согласной буквы в приставках.

• Определите способ образования слов подшутить, сделать.

III

Прескучный, привинтить, прерывать, приморский, приехать, приоткрыть, прилечь, премудрый, пресытиться, привокзальный, прискакать, прикоснуться, пристанционный, преодолеть, прибежать, приклеить, примолкнуть, преувеличить.

• Выделите в записанных словах приставки. Обоснуйте выбор букв И, Е в приставках.

Объяснительные диктанты

I

1) Что по лету истратишь, то по зиме не соберёшь. 2) Лентяй горазд на отговорки. 3) За всё браться — ничего не сделать. 4) Не бойся тучи, сгребай сено в кучи. 5) Глупого счастье губит, а умному путь расширяет. 6) Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник. 7) Что батюшка лопаточкой сгребал, то сынок тросточкой расшвырял. 8) Добрым словом и бездомный богат. 9) Не пляши под чужую дудку— ноги надсадишь; не живи чужим умом — свой потеряешь. 10) За пирожком да чаем и мы не подкачаем.

(Пословицы)

• Выделите приставки в словах, объясните их правописание.

• Правописание каких двух групп приставок иллюстрируют записанные примеры?

• Разберите по составу слова истратишь, сделать, расширяет, бездельник, бездомный.

II

1) Лежебоке и солнце не в пору всходит. 2) Беспечальным сон сладок. 3) Стара мельница, а не бездельница. 4) На каждом корабле свои ленточки на бескозырках. 5) На печи восседать, так и хлеба не видать. 6) Раззадорится воробей, так и кота не боится. 7) Ума нет — руками не рассудишь. 8) Умный грешит, да поправить спешит: и порядок поставит, и дело исправит. 9) Правда всегда восторжествует.

(Пословицы)

• Выделите приставки, правописание которых зависит от последующего согласного звука. Обоснуйте выбор согласной буквы на конце приставок.

• Определите способ образования слов беспечальный, бездельница.

III

1) Когда робость приходит, победа уходит. 2) Если у котла хлопочут два повара, обед пригорает. 3) Союз истины и любви рождает премудрость. 4) Солнце пригреет — всё поспеет. 5) И города рассыпаются, как песок приморский. 6) Воевода приедет — и калачи принесут. 7) Придорожная пыль неба не коптит. 8) Закон преступить — во тьму ступить. 9) Работу преодолевают умением, трудности преодолевают согласием.

(Пословицы)

• Обоснуйте выбор гласной буквы в приставках ПРИ-, ПРЕ-.

• Докажите, что слово преступить (из предложения 8) имеет омоним с приставкой ПРИ-. Составьте и запишите с омонимичным словом предложение, обоснуйте правописание гласной буквы в приставке.

• Объясните, как вы понимаете значение пословицы “Придорожная пыль неба не коптит”. Когда её уместно употребить?

IV

1) Прожить легче, чем нажить. 2) Не гляди в лицо, а заглядывай в сердце. 3) Допустить ошибку — проступок, не признать ошибку — преступление. 4) Кто не захочет, тьму отговорок сыщет. 5) Из рогожи не сделаешь сыромятной кожи. 6) И в раскаянье проку мало, если раскаянье опоздало. 7) Не вечно же драться, и когти притупятся. 8) От порядка малые дела растут, от беспорядка и большие расстраиваются. 9) Правда тяжелее солнца, а на воде всплывает. 10) Как приманят, так и узду приладят. 11) Опытному воину рана не преграда. 12) Иной язык мёд принесёт, другой беду накличет. 13) Красота приглядится, а ум пригодится. 14) Расстояние преодолевает конь, препятствие преодолевает воля.

(Пословицы)

• Выделите приставки, объясните их правописание.

• Правописание каких групп приставок иллюстрируют записанные примеры? Какой принцип лежит в основе правописания каждой группы приставок?

• Разберите по составу слова нажить, отговорок, сделаешь, расстраиваются, преступление, преодолевает.

• Проведите синтаксический разбор предложения 3. Укажите способ выражения подлежащего и сказуемого.

• Объясните, как вы понимаете смысл пословицы “Не гляди в лицо, а заглядывай в сердце”. Когда её уместно употребить?

Распределительные диктанты

I

• Запишите в две колонки слова с приставкой, оканчивающейся 1) на 3; 2) на С. Обоснуйте выбор согласной буквы в приставке.

Бесконфликтный, безбрежный, безвкусный, испуганный, избирать, низвергнуть, ниспадать, рассказать, воспитать, взбираться, развернуть, возмущаться, беспокойный, всходить, взбираться, расщедриться, раскроить, бескозырка.

• Допишите в каждую колонку по два своих примера.

II

• Запишите в две колонки слова, в которых правописание приставки 1) зависит от последующего согласного звука; 2) не зависит от последующего согласного звука.

Сжать, сдавать, расстроить, бескрайний, входить, бесплатный, разбудить, сгрести, сбить, вбежать, избежать, исследовать, возмутить, сберечь, сделать, бесчисленный, изжарить, сбрасывать, взбираться.

III

• Запишите в четыре колонки слова в соответствии со значением приставки: 1) приближение; 2) присоединение; 3) близость; 4) неполнота действия.

Пристроить, пришить, присесть, присмиреть, прибрежный, придвинуть, придорожный, прибежать, приколоть, привстать, пригнать, приостановиться, пришкольный, приусадебный, приплыть.

IV

• Запишите словосочетания в две колонки: 1) словосочетания, в которых есть слова с приставкой ПРИ-; 2) словосочетания, в которых есть слова с приставкой ПРЕ-.

Презреть опасность, призреть сироту, прибывать на вокзал, пребывать в столице, предать забвению, придать храбрости, преступить закон, приступить к работе, притворить дверь, претворить замысел в жизнь, достойный преемник, детский приёмник.

Творческие диктанты

I

• Запишите три ряда слов.

1) Сберечь, сжечь, сдвинуть, сжать, разжать, сбежать.

2) Сгружать, сбавить, сбрасывать, здание, сгрести, сдавать.

3) Низвержение, чересчур, чрезмерный, исподтишка, ниспослать, сделать, всходить, взбираться, восшествие.

• Подчеркните в каждом ряду “лишнее” слово. Обоснуйте свой выбор. (Ключ: разжать, здание, сделать.)

• Приведите свой ряд слов с одним “лишним”.

II

• Запишите три ряда слов.

1) Приплыть, приехать, прискакать, прилететь, прибежать, пришить, приползти.

2) Пригородный, приусадебный, придорожный, причудливый, прибрежный, приморский, привокзальный.

3) Присесть, приоткрыть, приумолкнуть, привинтить, приподняться, присмиреть, привстать.

• Подчеркните в каждом ряду “лишнее” слово. Обоснуйте свой выбор. (Ключ: пришить, причудливый, привинтить.)

• Приведите свой ряд слов с одним “лишним”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]