ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ

Цели:

1. Дать положительный настрой на изучение русского языка в 7-м классе.

2. Знакомство с учебником.

3. Закрепление умения орфографического списывания.

4. Формирование умения создавать лингвистический рассказ.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

1. Я рада встрече с вами, рад и наш кабинет: посмотрите, как приветливо зеленеют цветы, а с доски вам улыбается солнышко. Я надеюсь, что именно такое настроение будет на наших уроках. И мы с вами будем друг друга радовать: как вы думаете, чем вас буду радовать я? Интересными заданиями, понятными объяснениями. Чем вы? Умными вопросами, заинтересованностью в получении знаний, успехами в изучении русского языка. И тогда, действительно, солнышко нам будет улыбаться даже в самый хмурый день.

2. Знакомство с аппаратом учебника. Учебник по своей структуре похож на учебники предыдущих лет. Новое - цифра «7» на обложке учебника. А это значит, что вы повзрослели еще на один год. И это последний год, когда мы изучаем новые правила по орфографии русского языка.


II. Актуализация знаний.

1. Беседа. Скажите, мы разговариваем сейчас так же, как наши предки? Таким же языком княгиня Ольга раздавала приказания своей дружине? Так же ли Петр I, как мы сейчас, разговаривал с боярами? А Ломоносов, шедший с обозом в столицу, создавший первый учебник по русской грамматике, все понял бы сейчас в нашей речи? Нет, язык изменяется, развивается с течением времени. Это и будет темой нашего урока. Число, вид работы, тему урока записываем посередине строчки (па доске желательно постоянно в одном и том же месте), между работами - 2 строчки. Слово «тема» не пишем, кавычек в названии темы нет.

2. Чтение и анализ лингвистического текста.

1) Упр. 1(1) выразительно прочитать; объясните, как этот текст соотносится с эпиграфом перед параграфом (подтверждает мысль эпиграфа, раскрывает ее). Приведите свои примеры развития языка.

2) Чтение и устный пересказ текста из упр. 1(2).


III. Повторение изученного.

1. Конечно, язык развивается, меняется. Но книги остаются, несмотря на телевидение, Интернет и т. д. О роли книги в ее жизни писала Марина Цветаева в стихотворении «Книги в красном перелете». О каких книгах какого писателя она писала? (о книгах Марка Твена). Первые 2,5 абзаца записаны на доске, остальное читается:

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом красном переплете.

Чуть легкий выучен урок.

Бегу тотчас же к вам, бывало.

-Уж поздно! Мама, десять строк!..

Ио мама, к счастью, забывала

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет... В воздухе свежо...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

Светлее солнца тронный зал.

Над стройным мальчиком - корона...

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»...

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

2. Орфографическое списывание. Записать первые 2,5 абзаца с доски, графически (где возможно) объяснить написание подчеркнутых букв и знаков препинания.

3. Объяснение вслух.


IV. Домашнее задание: ЗПС-1 записать без ошибок, придумать 3-4 предложения, включив слова из ЗПС в причастные и деепричастные обороты.






Для любых предложений по сайту: [email protected]