Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ И НИ
Цели:
1. Закрепление умения определять частицы, характеризовать их.
2. Формирование умения различать частицы не и ни.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Распределить частицы в два столбика (устно), подумать, по какому признаку можно сформировать эти столбики (пишутся дефисно или раздельно).
ли, ка, то, же, бы
2. Упр. 357 - комплексный анализ по заданиям:
2) Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино».
3) графически в тексте предложений.
4) А: «П! П? П!»
II. Изучение нового материала.
1. Постановка проблемного задания: к концу урока мы должны суметь объяснить употребление и написание частиц не и ни в этом четверостишии из басни И. А. Крылова «Обезьяна»:
Как хочешь ты трудись;
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в трудах твоих ни пользы, ни забавы
2. Объяснение нового материала.
1) Различение частиц не и ни.
На доске:
На небе не было ни облачка.
Объяснение: «не» - отрицательная частица, если ее опустить, смысл изменяется на противоположный;
«ни» - усиливающая частица, если ее опустить, смысл не изменится, предложение будет менее выразительным.
Закрепление: употребите нужную частицу в словосочетаниях (буквы пропущены):
не видно ни огонька
не помню ни строчки
не хочу ни кусочка
2) Изучение дополнительного теоретического материала (с. 163, п. 1): какие еще значения могут иметь частицы «не» в предложениях. Найдите примеры в упр. 358 (карандашом, потом проверка вслух).
3) Аналогичная работа по пункту 2 на с. 164 и упр. 359.
III. Закрепление изученного.
1. Различение значений частицы ни.
(В скобках записать номера предложений.)
• для отрицания без отрицательных слов (1, 4);
• для усиления отрицания, выраженного словами «нет» или «не» (3, 6);
• в придаточной части сложного предложения (2, 5).
Предложения для анализа:
1) На небе ни облачка.
2) Когда пи посмотришь на море, оно прекрасно.
3) На берегу озера нет ни души.
4) Ни с места!
5) Что ни расскажет он о турпоходе, все интересно.
6) Лес - пи пулей, пи осколком не пораненный ничуть, не порубленный без толку, без порядку, как-нибудь.
Последнее предложение может быть записано на доске для комментированного анализа написания как частиц, так и других слов, после объяснения - запись под диктовку.
2. Запись предложений с частицами не и ни.
1) В комнате пи души.
2) В газете не было ни строчки о спорте.
3) Это предложение ни у кого не вызывало никаких возражений.
4) Там я не был ни разу.
5) Я не раз любовался этим местом.
3. Выполнение проблемного задания.
IV. Домашнее задание: упр. 361 (карандашом), 360 письменно.