РАЗВИТИЕ РЕЧИ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2. ИЗЛОЖЕНИЕ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2. ИЗЛОЖЕНИЕ

Цели:

1. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности.

2. Орфографический и пунктуационный контроль изученного.

I вариант - в слабо подготовленном классе можно использовать текст упр. 437. В этом случае домашним заданием может стать задание по составлению словарного диктанта из словосочетаний этого текста.

II вариант - отрывок из рассказа Юрия Казакова «Арктур - гончий пес». Эго начало рассказа. Собака окажется гончей породы, с великолепно развитым обонянием и слухом (см. материал урока № 20). Арктур очень привязался к хозяину. Он платил ему за заботу и ласку необыкновенной преданностью и любовью, но был сдержан в проявлении чувств. Об этом рассказ.

Порядок работы:

1. Вступительная беседа. Информация о рассказе.

2. Первичное выразительное чтение. (В слабом классе возможна запись плана).

Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.

Дома он вымыл пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды. ел жадно, спеши ч и давился.

Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.

Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило все. В доме появился еще один обитатель, его назвали Арктуром.

Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.

У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, по чаще он был добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался, тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.

Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.

(По Ю. Казакову) (245 слов)

3. Обсуждение темы, основной мысли, композиции.

Назовите типы речи, встретившиеся в тексте: повествование, описание, рассуждение.

Вспомните фрагменты, соответствующие этим типам речи:

повествование - 1-й, 2-й, 4-й абзацы,

описание - 3-й абзац,

рассуждение - 5-й, 6-й абзацы.

Перескажите, вспоминая ключевые слова.

4. Второе чтение медленное, с указанием абзацев, паузами между ними. Во время чтения запись важных, ключевых слов Надо выяснить, слова каких частей речи ключевые при повествовании (глаголы), при описании (прилагательные с существительными). При рассуждении важно правильно запомнить (и записать) тезис. Рекомендовать записывать эти слова в столбик, не экономя бумаги, чтобы потом дописать начало предложения и его концовку.

5. Запись на доске учителем или учеником трудных с точки зрения орфографии словосочетаний. Можно «досказать» предложение целиком. Словосочетания — на усмотрение учителя.

6. «Собирание» текста на черновике, определение «провальных» мест, чтобы именно на них обратить внимание, когда будет третье чтение.

7. Третье чтение - обычное.

8. Написание изложения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]