РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Цели:

1. Закрепление умения характеризовать речевую ситуацию.

2. Знание особенностей публицистического стиля.

3. Формирование умения узнавать высказывания публицистического стиля.

Оборудование, наглядность: карточки-подсказки № 10, 12.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Вопросы по орфографии. Обратить внимание на последнее предложение: нужно просто сказать, что слово «тоже» в данном тексте пишется слитно, это правило еще не изучалось. Отвечать на вопросы будут учащиеся, не сомневающиеся в написании слова.

2. Анализ текста.

Образец: это отрывок из рассказа Ю. Казакова «Арктур гончий пес». Герой рассказа Арктур - слепой от рождения бродячий пес. Его пожалел, подобрал на улице и привел в свой дом местный доктор, у которого и жил в небольшом северном городке писатель. Собака с великолепно развитым обонянием и слухом. Таким образом, тема данного отрывка - о необыкновенном слухе пса. Основная мысль заключается в том, что автор с удивлением и восхищением рассказывает об этой особенности пса, постоянно сравнивая его с другими. Это отрывок из рассказа, написанного художественным стилем, для него характерны следующие языковые средства употребление слов с суффиксами, образующими превосходную степень (например, тончайшие), употребление существительных, называющих действие (например, пение, шорох, зудение), употребление глаголов в переносном значении, т. е. олицетворение (например, дом скрипел, шуршал, потрескивал, вздрагивал), параллельный способ связи и оправданный лексический повтор местоимения «он», на которое надает логическое ударение.


II. Тестовый повтор.

Задание: найдите ошибку в характеристике текста (текст и задание записаны на доске или показаны через проектор).

Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.

A. Стиль речи - научный.

Б. Тип речи - рассуждение и объяснение.

B. Способ связи предложений - параллельный.

Г. Средства связи - лексический повтор, местоимение.

Ошибочно утверждение В: способ связи предложений - последовательный.


III. Изучение нового материала.

1. Беседа. Мы уже вспоминали о двух стилях речи (художественном и научном), перечислите остальные. Запишите тему урока и подумайте, что уже можете сказать о публицистическом стиле речи.

2. Изучение нового материала. Чтение информации на с. 208. Составьте схему речевой ситуации, расскажи те по ней о публицистическом стиле.

3. Анализ текста. Упр. 439, по заданию анализ текста публицистического стиля.


IV. Закрепление изученного.

Анализ (письменный) текста упр. 442 (стиль речи, речевая ситуация, композиция, типовые фрагменты). Объяснить, что задание о языковых средствах будет рассматриваться на следующем уроке.


V. Домашнее задание: подобрать из газет, записать из радио- и телепередач примеры публицистического текста.






Для любых предложений по сайту: [email protected]