НАРЕЧИЕ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

НАРЕЧИЕ

Цели:

1. Дать понятие о наречии как о части речи.

2. Формирование умения узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать огомонимичных словоформ.

3. Закрепление навыка определять синтаксическую роль наречия.

Оборудование, наглядность: карточки раздаточного материала.

Ход урока

I. Морфологическая разминка.

Слово село можно oi нести как к глаголам (солнце се ю), так и к существительным {большое село). А какие из следующих пяти слов можно отнести более чем к одной части речи:

1) рассердит;

2) сердит;

3) поразит;

4) подвиг;

5) смог.

Варианты ответа: а) 3, 5;

б) 2, 3. 5;

в) 2, 4, 5;

г) 2, 3, 4, 5;

д) все.

Важно назвать букву правильного ответа - б), затем объяснить выбор.


II. Изучение новой темы.

1. Анализ предложения. Выразительно прочитать:

Давай, земля,

Немножко отдохнем

От важных дет.

От шумных путешествий.

(Н. Рубцов)

Расставить знаки препинания, определить часть речи и синтаксическую роль слов. Почему решили, что слово немножко наречие? Проверьте свое мнение по материалу на с 68 (по пунктам: читается пункт текста, объясняется на примере слова немножко).

2. Анализ лексического материала упр. 172 (1). Доказать, что выделенные слова - наречия, объяснить, какой дополнительный смысл вносят наречия.

Задание 2 (упр. 172): комментированное чтение, запись 2-3 любых понравившихся словосочетаний.


III. Закрепление изученного.

1. Работа по карточкам раздаточного материала (или по написанному на доске).

1) Еще трави полна прозрачных слез,

А гром вдали гремит раскатом.

(А. Блок)

2) А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что скользя затевала лупа.

(А. Фет)

Обратить внимание, что кроме вопросов смысловых (где? как?) к словам у окна, скользя можно задать и другой, грамматический вопрос (у чего? что делая?), значит, это не наречия.

3) Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

(Ф. Тютчев)

4) Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело.

Принахмурилась земля.

(Ф. Тютчев)

Задание: выразительно прочитать, устно найти все наречия (если возникают трудности, то доказывать, почему наречие); выписать наречия в словосочетаниях (5-6 с разными вопросами).


2. Сопоставление словообразовательных схем.

На доске:

Вопрос: Какое слово разобрано правильно?

Нельзя ответить, так как слово употреблено не в словосочетании и мы не можем задать вопрос и определить часть речи.

Задание: составьте словосочетания так, чтобы слова были разобраны правильно:

(наречие),

(краткое прилагательное).

Аналогичная работа со словами: I вариант - коротко, II вариант - длинно (платье, говорить).


IV. Домашнее задание: упр. 173 (2-е задание устно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]