Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Орфоэпические нормы - Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц - Предлог
Цели урока: 1) расширять представление об орфоэпических нормах, регулирующих произношение служебных частей речи; 2) тренировать учащихся в правильном произнесении служебных слов.
I. Правописание частиц (проверка домашнего задания)
Предоставим ученикам возможность повторить написание слов из упражнений, предложенных в качестве домашнего задания, а затем проведём самостоятельную работу.
Примечание. За выполнение самостоятельной работы выставляется две оценки: за орфографическое и пунктуационное оформление и за выполнение грамматических разборов.
Задание 1. Запишите сочетания слов.
Чуть было не забыл о главном, нельзя не вспомнить о хорошем, было как будто вчера, всё равно люблю, довольно-таки сложный, пришёл таки вовремя, явился ни свет ни заря, приедет во что бы то ни стало, не встретил ни одного человека, нисколько не огорчён, незасеянная площадка, специальный прибор, сложившееся убеждение, требование не удовлетворено.
Задание 2. Укажите морфемный состав причастий.
Задание 3. Запишите предложения.
1) О чём бы друг ни попросил, я во всём стараюсь ему помочь. 2) Не кто иной, как наш одноклассник оказался в числе призёров международного конкурса. 3) На садовом участке за эти дни зазеленело не одно дерево. 4) Кому не приходилось хоть однажды куда-то опоздать! 5) Ничто иное, кроме дружеской поддержки, не поможет нам в трудную минуту.
Задание 4. Из предложения 4 выпишите частицы и проведите их морфологический разбор.
Задание 5. Проведите синтаксический разбор предложения 3.
II. Орфоэпические нормы (текст на с. 171, упр. 858, 859 (работа с предлогами за, по), текст на с. 171 – 172, упр. 860, 861, текст на с. 172.
Семиклассники внимательно читают текст на с. 171, а затем выразительно и правильно читают отрывок из басни И.А. Крылова, отметив, что стихотворный ритм поможет прочитать словоформы нужды и счастлива в соответствии с нормами ударения поэтической речи XIX века.
Поможем ученикам слабого класса выделить слова и формы слов, употребляемые преимущественно в разговорной речи и просторечии: разг. житьё (хорошая, привольная жизнь), разг. у ней (нейтр. у неё), разг. мясное (блюдо из мяса, мясная пища), разг. в минуту (очень быстро, мгновенно), прост. стянуть (утащить, украсть).
Ученики самостоятельно работают со словарными статьями предлогов за и по (упражнением 859), а затем читают эти статьи вслух.
После внимательного чтения текста на с. 171 – 172 ребята читают словарные статьи перечисленных в упражнении 860 слов, а затем находят в ряду пар рифмующихся слов «лишнюю пару», в которой рифма отсутствует (не былá – послáла). Затем ученики знакомятся с содержанием текста на с. 172.
Поможем ученикам слабого класса построить высказывания в процессе орфоэпического анализа предлогов из упражнения 863: «Буква е в предлогах после и кроме после мягких согласных на конце слова обозначает очень слабый звук [ь], близкий к [и]»; «Буква о в предлоге мимо на конце слова после твёрдого согласного обозначает очень слабый звук [ъ], похожий на [ы]»; «Буква о в предлоге около в послеударных слогах после твёрдых согласных обозначает очень слабый звук [ъ], похожий на [ы]»; «В предлоге вокруг в первом предударном слоге буква о обозначает менее отчётливый, чем под ударением, звук [а], а на конце этого слова происходит оглушение звонкого согласного»; «На конце предлогов против и сквозь происходит оглушение звонких согласных».
Ученики сильного класса самостоятельно составляют транскрипции союзов что, потому что, чтобы, так что и сверяют свою работу с записью, сделанной на доске одноклассником или учителем: [штó], [пътъмýштъ], [штóбы], [тáкштъ].
Сильные ученики объясняют, какими правилам орфоэпии регулируется произношение приведённых в упражнении 866 союзов (задание 2): «При произнесении союза будто перед глухим согласным [т] происходит оглушение (уподобление по глухости) согласного, поэтому на месте буквосочетания дт произносится долгий звук [т], а на границе слов, составляющих союз как будто, происходит озвончение (уподобление по звонкости) согласного перед звонким [б]»; «В союзах однако и который в первом предударном слоге произносится звук [а], обозначаемый на письме буквой о».
Д. з.: 1) упр. 867; 2) упр. 859 (работа с предлогом под); 3) упр. 864 (см. примечание 1); 4) индивидуальное задание – упр. 862 (см. примечание 2).
Примечания.
1. Ограничим задание упражнения 864 требованием составить предложения только с предлогами, приведёнными в упражнении 863.
2. Распределим задание упражнения 862 между тремя учениками.