Междометие как часть речи (продолжение) – Междометия и звукоподражательные слова - Междометие

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Междометие как часть речи (продолжение) – Междометия и звукоподражательные слова - Междометие

Цели урока: 1) формировать представление о многозначности междометий; 2) тренировать учащихся в правильном пунктуационном оформлении предложений с междометиями; 3) дать понятие о возможности использования междометий в роли членов предложения.


I. Междометие как часть речи (продолжение - проверка домашнего задания, текст на с. 183, упр. 888–890)

Отдельные ученики расскажут о междометии как части речи, затем семиклассники внимательно прочитают информацию на с. 183 и выполнят упражнение 888. Распределим задание 1 этого упражнения по вариантам: I вариант - составить и записать 5–7 предложений с междометиями у, ах; II вариант - 5–7 предложений с междометиями фу-ты, ой. По истечении отведённого на работу времени проводится проверка, в ходе которой учащиеся выразительно читают составленные предложения, объясняя расстановку знаков препинания, и составляют устное рассуждение в соответствие с заданием 2.

Сделанные выводы подтверждает анализ примеров использования многозначного междометия ну (упражнение 889). По своему усмотрению учитель может сократить задание 2, предложив ребятам указать морфемный состав выделенных слов: лов-и, у-дивл-ённ-о, вос-клик-ну-л-а, пере-пис-ыва-й, быстр-о.

По своему усмотрению учитель может предложить в слабом классе список междометий, из которого ученики могут выбрать те, с помощью которых можно отразить чувства изображённых на рисунках в упражнении 890 мальчиков, например: у, а, ай да ну, ах, брр, во даёт, вон что, вот как, вот оно что, вот так штука, гм, да ну, надо же, на тебе, ну и ну, ой, это же надо, эх, ура, то-то же.


II. Пунктуационное оформление предложений с междометиями (текст на с. 184, упр. 892, 893)

После внимательного чтения текста на с. 184 ученики записывают предложения из упражнения 892, объясняя постановку знаков препинания, и выразительно эти предложения читают. Предоставим ребятам возможность самостоятельно провести морфологический разбор трёх служебных слов (например, частиц если б, хоть и предлога в), а при совместной проверке в случае необходимости внести коррективы.

Предложим ребятам выбрать фотографию, с которой они будут работать, выполняя задание 1 упражнения 893, и подготовить диалог в паре с одноклассником. Предложения с использованием этикетных междометий ученики сначала произносят вслух, а затем записывают свои варианты или предложения, составленные одноклассниками.


III. Использование междометия в роли члена предложения (текст на с. 186, упр. 896)

После внимательного чтения текста на с. 186 и работы с упражнением 896 учитель по своему усмотрению может предложить семиклассникам следующее задание.

Задание. Запишите предложения. Определите, в роли каких членов предложения использованы междометия.

1) Далече грянуло «ура!» (А. Пушкин). 2) Вот раздалося «ау!» вдалеке (А. Пушкин). 3) День её до того напичкан всякими занятиями, ахами да охами, что ей и опомниться некогда (И Тургенев). 4) Характер у бабушки ай-ай-ай!


Д. з.: 1) 1) пересказ текстов на с. 183-186; 2) упр. 894 (см. примечание 1), 895; 3) индивидуальное задание – упр. 891 (см. примечание 2).

Примечания.

1. Предложим ученикам провести также морфологический разбор выделенных слов.

2. Попросим нескольких учеников подобрать и записать по два-три соответствующих заданию упражнения предложения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]