Звуки и буквы - Фонетика и орфоэпия - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Звуки и буквы - Фонетика и орфоэпия - Разделы лингвистики

Цели урока: 1) восстановить в памяти учащихся сведения о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики; о различиях звуков и букв; 2) формировать представление об омонимах и их видах.


I. Назначение этимологического анализа (проверка домашнего задания)

После сообщений по теме упражнения 11 (индивидуальное задание) и теме упражнения 10 (2) (задание по выбору) выслушаем устное высказывание – анализ эпиграфа к § 1, и попросим отвечающего ещё раз перечислить цели этимологического анализа: определение исторического значения корня, общих исторических корней слов; изменений в морфемном составе, произошедших с течением времени; объяснение правильного написания слов, которое с современных позиций считается непроверяемым, и т. д. В качестве примеров учащиеся используют материал упражнений параграфа.


II. Фонетика и орфоэпия. Звуки речи (эпиграф к § 2, вопросы на с. 8, упр. 13, 16, 18)

Предложим учащимся выразительно прочитать эпиграф к § 2 и объяснить своё понимание высказывания Я. К. Грота.

В процессе обсуждения вопросов на с. 8 поможем семиклассникам определить сходство фонетики и орфоэпии (предмет изучения – звуковая сторона речи) и их различия (фонетика изучает звуки речи и их качественные характеристики, закономерные чередования звуков, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки (фонетические слова, речевой такт, фразу), а орфоэпия представляет собой совокупность правил произношения морфем, слов, предложений).

Проследим, чтобы при выполнении упражнения 13 учащиеся слабого класса правильно произносили глухие согласные звуки.

Предоставим возможность учащимся сильного класса в устном ответе самостоятельно сопоставить звуки и буквы по образцу: «Звуки употребляются только в устной речи, а буквы – только в письменной», - а затем сверить ответ с содержанием таблицы в упражнении 16.

Одно из возможных дополнительных заданий к упражнению 18 – назвать способ подчинительной связи образованных словосочетаний, составить их схемы, например: прелестный ребёнок (согласование; прил. + сущ. (гл. слово)).


III. Омонимы и их виды (текст на с. 9 – 10, упр. 19, 20, 30 (1, 2))

Один из вариантов работы после внимательного чтения текста об омонимах – выполнение следующего задания.

Задание. Послушайте словосочетания и выпишите из них пары омонимов, называя их вид и обосновывая свой ответ.

Хрустальный замок - ржавый замок, печь пироги – деревенская печь, кузнечный горн – звонкий горн, нежно-сиреневый ирис – ирис с орехами, светлая грусть – маринованный груздь, лечу котёнка – лечу под облаками, кружки для чая – бумажные кружки, посидеть на скамейке – с годами поседеть, чемпион мира – заключить мир, шустрые мыши – не осталось ни одной мыши.

После этого предложим учащимся самостоятельно составить аналогичные словосочетания, используя примеры из словарика омонимов (по одной паре омонимов каждой группы).

По своему усмотрению учитель может ограничить задание упражнений 19 и 20, предложив ученикам составить с приведёнными омофонами не предложения, а простые или сложные (по усмотрению учащихся) словосочетания.

Попросим сильных учащихся попытаться сформулировать значение омофонов, иллюстрации к которым даны в упражнении 19, а затем проверить свои умения по словарику омонимов (раздел «Фонетические омонимы (омофоны)»).

Отведём ученикам сильного класса пять минут для самостоятельной работы с упражнением 20, а затем предоставим им возможность сверить свою работу с записью, сделанной на доске учителем или одноклассниками, например: примерять пальто – примирять спорящих, залезать под одеяло – зализать ранку, с трудом прожевать – проживать по указанному адресу, отварить в эмалированной кастрюльке – отворить дверь путнику.

Прежде чем ученики приступят к работе с упражнением 30, предложим им перечитать ту часть текста на с. 9 – 10, в которой содержится информация о графических омонимах (омографах). Проведём с упражнением совместную работу.


Д. з.: 1) упр. 35 с дополнительным заданием для учеников слабого класса: провести фонетический разбор слова явление и орфоэпический разбор слова жюри (см. часть 3 учебника для 6-го класса); 2) для учеников сильного класса – упр. 17; 3) индивид. зад. – упр. 15, 21, 27, 31 (см. Примечание), задание на с. 14.

Примечание. Распределим задания упражнений 27 и 31 между несколькими учениками.

Резерв – упр. 14, 29, 30 (3), задания после текста на с. 10.






Для любых предложений по сайту: [email protected]