Правильное употребление имён прилагательных - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правильное употребление имён прилагательных - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Цели урока: 1) тренировать навык использования орфоэпического словаря для определения правильного произношения имён прилагательных; 2) совершенствовать умение учащихся образовывать формы степеней сравнения имён прилагательных; 3) тренировать умение учащихся определять характер лексических ошибок и редактировать текст.


I. Правильное употребление имён существительных (повторение – проверка домашнего задания, упр. 307-309)

Попросим учащихся перечислить основные типы лексических ошибок и назвать способы их устранения, а затем предложим рассмотреть фотографии к упражнению 307 и ответить на вопрос задания. По своему усмотрению учитель может напомнить, что однокоренные слова, сходные в звучании, но различающиеся значением и употреблением в речи, называются паронимами.

В процессе анализа примеров из упражнения 308 ещё раз подчеркнём важность различения паронимов, необходимость использования слова в соответствии с его точным лексическим значением с учётом требования лексической сочетаемости.

В случае необходимости поможем ребятам понять, что для устранения двусмысленности, вызванной использованием лексических омонимов (упр. 309), нужно использовать соответствующие согласованные или несогласованные определения, например: 1) Это крепкий брак. – Это настоящий брак в работе. 2) Увидеть ключ от двери. – Увидеть бьющий из-под земли ключ. 3) На столе лежит зелёный лук. – На столе лежит искусно сделанный лук. 4) Наконец я рассмотрел норку бурундука. – Наконец я рассмотрел эту юркую норку.


II. Правильное употребление имён прилагательных. Орфоэпические нормы (упр. 311, 312)

После того как ученики выполнят задание 1 упражнения 311, попросим их ещё раз прочитать слова на плашке про себя, запоминая графический облик, затем отчётливо произнести все три слова, адресуясь к соседу по парте, записать в тетрадь и проверить написание по учебнику.

Обратим внимание семиклассников на то, что С. Есенин и С. Городецкий стремятся в своих стихотворениях воспроизвести особенности народной поэзии: напевность, проникновенный лиризм, и с этой целью используют различные языковые средства, в том числе слова и выражения, которые использовались в произведениях устного народного творчества и в дальнейшем были освоены литературным языком, - народнопоэтические эпитеты. К числу таких слов относится и эпитет шелкόвый, который в современном литературном языке имеет другие нормы произношения.


III. Грамматические нормы (упр. 313)

Рекомендуем учащимся сильного класса в процессе работы с приведёнными в упражнении 313 прилагательными давать подробные объяснения, например: «При образовании простой формы сравнительной степени прилагательного громкий происходит чередование к/ч: громкий – громче».

После того как будут образованы формы степеней сравнения всех приведённых в упражнении 313 прилагательных, попросим ребят ещё раз прочитать эти формы вслух «по цепочке».

Задание 2 упражнения 313 распределим между группами учащихся (по вариантам), а через минуту выслушаем соответствующие сообщения.


IV. Лексические нормы (упр. 314, 315)

Предложим ученикам слабого класса в случае затруднения при определении характера нарушения норм в приведённых в упражнении 314 примерах, воспользоваться текстом на с. 118.

Учащихся сильного класса подведём к ответам примерно следующего содержания: «1) Допущена грамматическая ошибка в образовании прилагательного. От основы существительногописьмо прилагательное образуется с помощью суффикса -енн-: письменный. 2) Нарушены лексические нормы – допущена тавтология («сильный проливной дождь»). Значение прилагательного проливной – «очень сильный», поэтому использование прилагательного сильный в этом предложении избыточно. Правильно: Неожиданно начался проливной дождь». 3) Нарушены лексические нормы – допущена тавтология («со сладким сахаром»). В толкование значения существительного сахар уже входит прилагательное сладкий – «кристаллическое питательное сладкое вещество белого цвета», поэтому использование при нём определения, выраженного прилагательным сладкий, избыточно. Правильно: Мы пили чай с сахаром и булочками. 4) Допущена грамматическая словообразовательная ошибка в образовании прилагательного («подлизливой (девочкой)»). От существительного общего рода подлиза не может быть образовано имя прилагательное. Правильно: Оля была подлизой. 5) Нарушены лексические нормы: не учтено требование лексической сочетаемости прилагательного единогласный («единогласен с нами»), которое в данном контексте требует замены синонимом единодушный. Правильно: Папа был единодушен с нами. 6) Нарушены лексические нормы: прилагательноеприплюснутый использовано без учёта его точного лексического значения и требования лексической сочетаемости («приплюснутые глаза»). В данном случае использование этого определения настолько затрудняет понимание, что нельзя утверждать определённо, в чём заключалась мысль автора.

Предоставим возможность учащимся сильного класса самостоятельно выполнить упражнение 315 и по истечении отведённого на эту работу времени сделать соответствующее сообщение. В слабом классе проведём совместную работу по уточнению значений паронимов враждебный – вражеский и анализу их использования в приведённых примерах.


Д. з.: 1) упр. 310; 2) упр. 316.






Для любых предложений по сайту: [email protected]