Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Точность и логичность речи. Композиция текста - Точность и логичность речи - Текстоведение
Цели урока: 1) расширить и углубить представление учащихся о ключевых словах; 2) формировать умение подбирать ключевые слова для создания собственных текстов в соответствии с замыслом; 3) расширить и углубить представление о структуре текста.
I. Условия успешного диалога (упр. 370)
Важно, чтобы в ответах по заданию 1 упражнения 370 в той или иной форме прозвучала мысль о том, что точность и логичность речи обеспечивают взаимопонимание участников диалога (письменного или устного) и, таким образом, несоблюдение логических законов делает общение невозможным.
Поможем учащимся слабого класса выделить ключевые слова в тексте упражнения 370: речь, диалог; участники диалога: пишущий, говорящий, читатели, слушатели; понятый, общие законы мышления; точно, последовательно. В слабом классе заменим задание пересказать текст заданием составить и задать вопросы по его содержанию и ответить на вопросы одноклассников или предложим ответить на следующие вопросы: Для чего нужна речь? Что такое диалог? Кто участвует в устном диалоге? Кто участвует в письменном диалоге? Какова основная задача пишущего и говорящего? Какие законы должны соблюдать участники диалога, чтобы понимать друг друга? Как соблюсти в своей речи общие законы мышления (логические законы)?
II. Ключевые слова (задания перед текстом на с. 143, чтение текста и беседа по его содержанию; в слабом классе – упр. 371, в сильном классе – упр. 372; упр. 374, 379 (1))
Поможем ученикам слабого класса вспомнить, что тема текста определяется с помощью вопроса «О чём текст?», а идея (главная мысль) – по вопросам «Что говорится в тексте по данной теме?». Приведём пример. На тему «Человек и домашние питомцы» можно создать много текстов, выражающих разные мысли, например: «Человек должен с уважением относиться к своим домашним питомцам», «Домашние питомцы могут стать настоящими друзьями человека», «Люди выбирают разных домашних животных в зависимости от своего характера» и т. д.
Напомним, что все микротемы (смысловые части текста) должны раскрывать его тему и способствовать выражению идеи (главной мысли).
После того как учащиеся внимательно прочитают текст на с. 143, проверим, как усвоено его содержание: предложим ответить на вопросы: Почему важно, чтобы речь была точной и выразительной? Как создаются такие качества речи, как точность и выразительность? Какие слова называются ключевыми? Только ли такие языковые единицы, как слова, могут быть ключевыми? На каком этапе написания сочинения мы отбираем ключевые слова? На каком этапе продолжается работа с такими словами?
Важно, чтобы в ответе по заданию упражнения 371 ребята отметили роль ключевых слов, приведённых в материалах к упражнению 83: эти слова способствуют точному и выразительному описанию душевного состояния изображённой на картине крестьянки и трудных условий жизни её сына, отданного в ученье к мастеровому.
Работая с упражнением 372, ученики сильного класса должны указать, что приведённые в упражнении 116 ключевые слова помогают описать наряд невесты, костюмы других персонажей картины, характер вышивки и особенности материи, то есть выразить замысел художника, который стремился этнографически точно изобразить старинный обряд – договор между семьями жениха и невесты о будущей свадьбе.
Укажем тех персонажей, для описания действий которых нужно составить список ключевых слов: невеста, жених, отец жениха - и распределим задание между группами учащихся (по рядам).
Выполняя задание упражнения 374, семиклассники внимательно читают приведённое в упражнении 2 научное рассуждение, содержание которого обсуждалось на первом уроке, и выписывают ключевые слова: прошлое, настоящее, будущее, связь, эстафета, эволюция, мельчайшие изменения, смежные поколения, деды и внуки, было нормативным, спутник языковой истории, современный русский язык, накопления и изменения.
Ещё раз попросим учащихся вспомнить, какие вопросы мы задаём к тексту, чтобы определить тему и идею, и предложим выполнить задание 1 упражнения 379. Один из учеников даёт ответ по первой части задания, остальные оценивают его точность и в случае необходимости вносят соответствующие коррективы. Ответ будет примерно следующего содержания: «Этот текст о воробьях. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что воробьи – птицы особенные, имеющие преимущества перед всеми остальными птицами. Возможный заголовок – «Особенные птицы»».
Предложим ученикам назвать тип речи текста и обратим их внимание, что ведущим типом речи является рассуждение, но используются также повествование (в третьем абзаце) и элементы описания (в первом абзаце): автор доказывает, что воробьи – птицы особенные, выстраивая систему аргументов, а также приводит в качестве иллюстрации своей мысли реальный случай, подтверждающий сообразительность воробьёв. Анализ типологической структуры текста поможет ребятам понять, что, поскольку рассказ о воробье, перезимовавшем в московском метро, используется прежде всего для подтверждения тезиса о том, что воробьи – умные птицы, то заголовок «Пернатый пассажир» целесообразно использовать для названия третьей микротемы текста, а не для текста в целом.
По своему усмотрению в сильном классе учитель может подвести учащихся к формулировке заголовка, более полно отражающего идею текста, например «Обычные особенные птицы», и в этом случае обратим внимание на использование в заголовке такой стилистической фигуры, как оксюморон, состоящей в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
Конкурс. Проведём конкурс на подбор наиболее ярких и точных заголовков микротем, например: «Перезимовали!», «Необычные пернатые», «Пернатый умница» и т. п.
Задание выписать ключевые слова распределим между группами учащихся (по вариантам): учащиеся первого варианта выписывают ключевые слова из первых двух микротем, учащиеся второго варианта – из третьей. Затем проведём совместное обсуждение ответов.
III. Композиция текста (вопросы и задания на с. 146 – 147, упр. 382)
По своему усмотрению учитель может предоставить семиклассникам возможность ответить на вопросы перед текстом, а после вдумчивого прочтения текста предложить им дополнить свои ответы и внести необходимые коррективы. Задание пересказать текст предложим в качестве домашнего.
Попросим учащихся предложить свои варианты правки приведённых в упражнении 382 сочинений и в случае необходимости укажем на возможность переноса последнего предложения сочинения о золотой осени на место второго и переноса последнего предложения текста о поздней осени в конец микротемы, в которой описывается осенний лес.
Дополним задание записать исправленный вариант текста заданием объяснить графически написание слов с безударной гласной в корне.
Д. з.: 1) пересказать текст на с. 147; 2) на выбор: упр. 380 или 381; 2) для учащихся, успевающих на «4» и «5», – упр. 378; 3) по желанию – упр. 375.
Резерв – упр. 373, 376, 379 (2).
Поможем ребятам понять: ключевые слова в упражнении 127 даны в соотнесении с иллюстративным материалом, так как некоторые из них (конёк, сени, клеть, подклет) называют реалии, незнакомые современному человеку, поэтому для толкования их значений и используется рисунок.