Основные способы образования - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Основные способы образования - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики

Цели урока: 1) повторить сведения об основных способах словообразования; 2) тренировать учащихся в определении способа образования производных слов.


I. Звукопись (повторение – проверка домашнего задания, упр. 33 (2 – работа со вторым отрывком)

По своему усмотрению учитель может организовать взаимоопрос: ученик задаёт один из составленных дома по материалам § 2 вопросов одноклассникам и контролирует правильность ответа; ученик, произнёсший ответ, в свою очередь, предлагает одноклассникам свой вопрос и также в случае необходимости дополняет и корректирует ответ(ы) и т. д.

Учащиеся, подобравшие дома примеры использования звукописи в поэтических текстах, выразительно читают соответствующие строки. После этого ребята записывают в тетради отрывок из стихотворения К. Бальмонта, выделяя морфемы с пропусками букв и объясняя их написание (упражнение 33 (2)).

Попросим отдельных учеников составить на доске схемы, объясняющие постановку знаков препинания в сложноподчинённых предложениях упражнения 32, а остальных – сверить с этими схемами свою работу.

Отвечая на вопрос в задании 3 упражнения 32, ученики отметят, что приведённые высказывания объединяет мысль о красоте и богатстве звукового облика русского языка.


II. Основные способы словообразования (вопросы на с. 15, упр. 36 (1), 39, 41)

Ученики сильного класса при анализе словообразовательных пар могут использовать сочетания «производящее слово» и «производное слово». Ученикам слабого класса напомним, каким должно быть содержание ответа: «Существительное пылинка образовано от основы существительного пыль суффиксальным способом с помощью суффикса -инк-». Поможем ребятам сделать вывод о том, что существительные могут образовываться от основ глаголов и других существительных суффиксальным способом, суффиксальный способ используется и при образовании от основ существительных прилагательных и глаголов.

Попросим семиклассников вспомнить, какие группы слов ограниченной сферы употребления (необщеупотребительных) им известны. Напомним, что профессионализмы и диалектизмы используются определёнными группами людей, поэтому значения их часто нам непонятны. В процессе работы с упражнением 39 ребята вспомнят, что иногда в определении лексического значения диалектных слов помогает приём подбора однокоренных слов. Нацелим учеников на подбор к диалектным словам однокоренных слов разных частей речи, например: лепень – лепить, лепка, лепной.

Организуем совместную работу с первым заданием упражнения 41, а затем предложим учащимся одну из форм работы: самостоятельная работа по распределению по группам всех слов с последующей проверкой; последовательное формирование групп слов с поэтапной проверкой; совместная работа по распределению слов; совместный анализ слов в соответствующем порядке «по цепочке».


III. Сочинение-миниатюра (упр. 42)

После уточнения значения существительного соавтор по толковому словарю учащиеся уже смогут определить, что приставка со- выражает значение совместности, как и в образованных суффиксальным способом словах соплеменник, сотоварищ, соредактор, соучастник, соучредитель и т. п.

Обратим внимание сильных учеников на то, что приставка со- со значением совместности используется и при образовании существительных приставочно-суффиксальным способом:современник, соплеменник, соотечественник, сотрудник, сокурсник, собеседник и т. п.

Обсудим сюжеты фотографий: попросим ребят подумать и ответить, в чём выражается ирония автора названия каждой из них. Возможно, семиклассники отметят, что автор относится к персонажу второй фотографии – малышке, которая вносит свои дополнения в картину, - скорее с мягким юмором, тогда как автор подписи к первой фотографии, безусловно, критически оценивает поступок школьницы, присваивающей себе результаты труда одноклассника(цы).


Д. з.: 1) упр. 37 с дополнительным заданием: записать для иллюстрации каждого из способов словообразования по две словообразовательные пары; 2) на выбор: упр. 38 или 40; 3) повторить упр. 35.

Резерв – упр. 36 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]