Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Лексические средства выразительности (продолжение) - Языковые средства выразительности - Текстоведение
Цели урока: 1) повторить и расширить сведения о лексических средствах выразительности: тропах, синонимах, омонимах, фразеологизмах; 2) дать представление о возможностях использования лексических средств языка с целью создания комического эффекта.
I. Тропы (повторение – проверка домашнего задания, упр. 415)
Один из учеников расскажет о тропах как средствах художественной выразительности, после чего желающие выскажутся по теме упражнения 412 (2). Отдельные примеры наиболее ярких метафор, сравнений, эпитетов, приведённые одноклассниками, ребята могут записать в тетради. В том случае, если в ответах не будет приведён пример сравнения, выраженного формой творительного падежа, попросим семиклассников попробовать привести свои примеры или записать и проанализировать следующий пример: Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).
Готовя учащихся слабого класса к созданию устного высказывания на основе фотографий (упражнение 415), покажем, как создаются тропы, например: золотая листва, золото листвы; сияет золотом; покрылось, как золотом, жёлтой листвой; стоит, как будто облитая золотом.
II. Стилистические возможности синонимов. Фразеологизмы как средство художественной выразительности (упр. 416, 424)
Напомним учащимся, что языковые (не контекстные) синонимы – это слова, которые относятся к одной части речи. Укажем также, что в ряду синонимов-глаголов окажутся сходные по значению фразеологизмы с ключевым словом - глаголом.
Учебная игра. Предложим семиклассникам выполнить задание 1 упражнения 424 в форме игры «Аукцион». Победителем оказывается тот, кто последним назовёт фразеологизм. Другой вариант работы – игра «Соревнование рядов»: представители каждого ряда по очереди называют фразеологизмы. Выбывает тот ряд, представители которого не смогут в течение трёх – пяти секунд назвать фразеологизм в свою очередь.
После этого учащиеся отметят, что фразеологизмы используются в разговорной и художественной речи, а также в художественной публицистике. Важно, чтобы семиклассники вспомнили, что значения фразеологизмов не являются простой суммой значений составляющих их слов. Многие из них образуются, когда слова в словосочетании употребляются не в прямом, а в переносном значении, причём чаще всего переносное значение приобретает всё выражение в целом, поскольку эти устойчивые выражения близки по своему лексическому значению слову.
Конкурс. Предоставим учащимся пять минут на составление и запись предложения с использованием одного из обыгранного в рисунках в упражнении 424 фразеологизма и пригласим их поучаствовать в конкурсе на самое интересное (смешное, необычное по содержанию) предложение.
III. Средства создания комического (текст на с. 164, упр. 420, 421, 423 (2))
Работая с упражнениями 420, 421, учащиеся вспоминают о таких лексических явлениях, как многозначность и омонимия и отмечают отличия лексических омонимов (слов одной части речи, совпадающих в звучании и написании) от омографов (слов, совпадающих в написании, но различающихся произношением), омофонов (слов, совпадающих в произношении, но различающихся написанием), омоформ (слов, совпадающих в звучании и написании только в одной форме).
Важно, чтобы в процессе работы с упражнением 423 (1) семиклассники ещё раз отметили необходимость различения паронимов (однокоренных слов, сходных по звучанию, но различающихся лексическими значениями).
IV. Сочинение-миниатюра (упр. 425)
Предоставим учащимся возможность выбрать одну из поэтических строк, приведённых в упражнении 425, и в течение 10 – 15 минут составить небольшую зарисовку по данному началу.
Д. з.: 1) упр. 419; 2) упр. 410; 3) по желанию – упр. 422, 423 (2).