Изложение-миниатюра - Рассуждение как тип речи - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Изложение-миниатюра - Рассуждение как тип речи - Текстоведение

Цели урока: 1) тренировать учащихся в построении рассуждения; 2) развивать умение письменно излагать содержание текста с использованием заданных конструкций.


I. Рассуждение как тип речи (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 455, 457)

В слабом классе предоставим возможность учащимся в течение 2-3 минут повторить содержание текста на с. 176 – 177, затем распределим задание между четырьмя учениками и предложим в процессе пересказа воспользоваться составленным на предыдущем уроке планом.

Задание упражнения 455 распределим по группам (рядам): каждая группа (ряд) в течение двух-трёх минут готовит ответ по одной из пар паронимов (по указанию учителя), используя с этой целью толковый словарик, а затем представители групп высказываются и диктуют одноклассникам составленные с паронимами словосочетания, например столярный клей – столярские инструменты.

После совместной работы с упражнением 456 выслушаем ответы учащихся по заданию упражнения 457.


II. Изложение-миниатюра (упр. 459)

Попросим учащихся внимательно прочитать текст упражнения 459 про себя, а затем выразительно – вслух.

В процессе обсуждения задания 1 подведём семиклассников к выводу, что стиль текста можно определить как художественно-публицистический, реализующий две цели: проинформировать читателя о достоинствах сибирского кедра и воздействовать на него, вызвав восхищение могучей красотой и полезными свойствами этого дерева. Попросим семиклассников назвать использованные автором изобразительно-выразительные языковые средства, характерные для художественного и публицистического стилей: фразеологизм (не оторвать глаз), эпитеты (могучих деревьев, драгоценный соболь, благородный олень, могучая крона), метафоры (пышный убор, дорогие зелёные бархатные шубы, густой хвойный полог), сравнение (точно бояре). Обратим внимание учащихся на стремление автора привлечь внимание читателя и с помощью вопросительного предложения, содержащего вопрос, непосредственно читателю адресованный.

Подведём ребят к пониманию, что автор использует такую разновидность рассуждения, как объяснение, и привлекает при этом описание.

Поможем ученикам слабого класса сформулировать тезис текста, который они будут записывать, излагая содержание текста В. Чивилихина, и составить устное высказывание в соответствии с заданием.

Предоставим учащимся возможность ещё раз внимательно перечитать текст, а затем попросим закрыть учебники и написать изложение (задание 2 упражнения 459).


Д. з.: 1) на выбор – упр. 453, или 458, или 463, или 465, или 467 (письменно), или 468; 2) индивидуальное задание – упр. 464; 3) по желанию – упр. 466.

Резерв – упр. 462.






Для любых предложений по сайту: [email protected]