Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Сжатое изложение - Правописание наречий - Текстоведение
Цели урока: 1) развивать умение сжато излагать текст-повествование; 2) проверить умение учащихся использовать правильный способ действия при выборе написания наречий.
I. Содержательный, композиционный и частичный орфографический анализ текста (упр. 587)
Учащиеся внимательно читают текст В. Солоухина, подбирают заголовок (например, «Сам себя обманул», «Как Костя над собой подшутил») и составляют план, который может быть примерно таким.
1. Встреча перед рыбалкой.
2. Выдуманная наживка.
3. Неожиданная удача.
4. Шутник посрамлён.
Организуем совместную работу с заданием 2 упражнения, анализируя каждую часть текста. В результате обсуждения подведём ребят к мысли, что нужно сохранить примерно следующее содержание каждой части.
1. Когда я шёл на свою первую рыбалку, мне встретился сосед Костя Ефимов, который был старше на пять лет и любил надо мной подшучивать.
2. Костя убедил меня, что рыба лучше всего клюёт на сосновые свечки.
3. Сосед готовился посмеяться, но как только я забросил удочку с насаженной сосновой свечкой, она дёрнулась. Я рванул удочку, и на траве затрепыхалась рыбина. Изумлённый Костя побежал за удочкой.
4. Конечно, больше на эту выдуманную наживку не клевало. Прибежавший вскоре с удочками и сосновыми свечками Костя оказался в более смешном положении, чем я.
Потренируем учеников слабого класса в устном сжатом изложении текста, а затем попросим семиклассников закрыть книги и изложить текст В. Солоухина сжато в тетрадях.
Д. з.: повторить сведения о способах словообразования наречий (первый форзац части 1 учебника).