Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Контрольная работа № 3. Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Правописание наречий» - Правописание наречий - Текстоведение
Высокий уровень подготовки
Диктант
Пушок
Однажды зимой собрался я на санках кататься и взял с собой ручного ёжика Пушка. Постелил в ящичек сена, посадил туда ежа и сверху тоже сеном накрыл.
Накатался я досыта и повёз санки с ежом домой.
Вдруг навстречу ребята. Я поскорее поставил санки и побежал к друзьям.
О Пушке я вспомнил только на следующий день. Очень испугался и сразу бросился в сарай. Мой Пушок, свернувшись, лежал в ящичке и не двигался. Замёрз! Закопали мы ящичек в снег и долго горевали о бедном ёжике.
Пришла весна. Как-то утром гулял я в саду. Весной там особенно хорошо. Вдруг в куче прошлогодних листьев что-то завозилось, и оттуда показалась знакомая мордочка. Пушок!
Подняв с земли оттаявший ящичек, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму, я посадил туда ёжика и торжественно принёс домой.
(126 слов)
Языковой анализ
1. Выпишите из предложений первого (I вариант) и последнего (II вариант) абзацев все наречия и укажите их разряды по значению.
2. Запишите наречия досыта, сразу, долго, утром в составе словообразовательных пар. Укажите в скобках способ образования этих наречий.
3. Из пятого абзаца текста выпишите предложение Весной там особенно хорошо. Подчеркните все слова как члены предложения и укажите их частеречную принадлежность.
4. Проведите синтаксический разбор предложений Накатался я досыта и повёз санки с ежом домой (I вариант) и Я поскорее поставил санки и побежал к друзьям (II вариант).
Диктант
Средний уровень подготовки
Песчанка
На склоне песчаного бугра на задних лапках сидит маленький рыжий зверёк с пушистым хвостиком, поглядывает по сторонам и распевает. Это песчанка.
Песчанки очень похожи на мышей, но они крупнее, и хвост их сплошь покрыт пушистой шерстью. Эти жители пустыни селятся в норах, вырытых в песке, целыми семействами и питаются семенами пустынных растений. Наевшись, песчанки резвятся, играют между собой. Точь-в-точь наши мыши! Но неподалёку непременно сидит на вершине холма старая песчанка. Это часовой, который зорко стережёт врага.
Вот из-за соседнего бугра выглянула хитрая мордочка с зелёными лукавыми глазками и сразу исчезла. Заметил её часовой, свистнул, бросился в нору. Мигом поскакали туда и остальные песчанки. Выскочила из засады маленькая степная лисичка, но уже поздно. Не достать песчанок в глубокой норе!
(118 слов)
Языковой анализ
1. Из предложений второго абзаца выпишите все наречия и укажите их разряд по значению.
2. Запишите наречия сразу и мигом в составе словообразовательных пар. Укажите в скобках способы образования этих слов.
3. В предложениях последнего абзаца найдите слово категории состояния и подчеркните его как член предложения.
4. Проведите синтаксический разбор предложения Мигом поскакали туда и остальные песчанки.