Все уроки Русского языка 7 класс
Р.РД. Выборочное устное изложение текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека - ЛЕКСИКОЛОГИЯ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: научить определять стилевые и композиционные особенности текста; находить элементы описания внешности человека; усовершенствовать умения пересказывать текст в сжатой форме.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Красота души придаёт прелесть даже невзрачному телу,
точно так же, как безобразие души кладёт какой-то отпечаток,
который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.
Лессинг
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа
• Что такое текст?
• Что значит писать и говорить на тему?
• Какие стили речи вам известны?
• Как различают типы речи?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Основные типы речи — повествование, описание, рассуждение. В повествовании обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем. и наконец). В описании изображаются предметы, люди, животные, природа и т. п. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.
Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?; к описанию — какой?; к рассуждению — почему?
Портрет в литературном произведении — это изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя произведения.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Чтение текста учителем
ПРАКТИКАНТ
В поздний час мы попросили у начальника дать человека, который мог нас проводить на один из объектов, где утром ожидались важные производственные события.
Начальник потёр большой, рабочей рукой высокий лоб и сказал задумчиво:
— А знаете, придётся, пожалуй, ехать без провожатого. Весь мой народ должен быть тут, на совещании. Впрочем,— и в его спокойных больших, стального цвета глазах вдруг мелькнула лукавинка,— впрочем, есть один человек. очень серьёзный товарищ.
Начальник позвонил и сказал пожилой секретарше, бесшумно возникшей в дверях: «Пригласите ко мне практиканта. Если ушёл, пошлите за ним машину».
Дверь открылась, и из-за портьеры появилась щупленькая фигура в ватнике. Слишком большой по размеру ватник сидел на нём, как водолазная рубаха, а рукава его даже были закатаны. На вид вошедшему можно было дать лет четырнадцать, но лицо его, совсем ещё детское, было серьёзно, и это взрослое выражение как-то особенно не вязалось с носом-пуговкой, густо поперчённым крупными золотистыми веснушками, с пушком на щеках.
— Вот, познакомьтесь,— Константин Ермоленко, наш практикант.
Проводник оказался бесценным спутником. Он всю дорогу рассказывал о строительстве, точнее, не рассказывал, а отвечал на вопросы, и ни один из них не застал его врасплох.
Строительство он знал отлично, знал о нём именно то, что могло показаться интересным новичкам. Память у него была поразительная. Впрочем, относясь к своему делу очень ответственно, он не вполне доверял памяти и иногда лез в карман, извлекал замурзанную и истёртую записную книжку и уточнял по ней названия или цифры.
Но особенно в нём подкупало то, что он как бы сросся со стройкой — думал о ней, как о чём-то своём, личном.
Простившись, мы искренне поблагодарили его за содержательную беседу, за помощь и с нетерпением отправились в кабинет начальника.
— Ну как? — спросил тот, поднимая от бумаги глаза.
— Замечательно!
— А как наш практикант: пояснил, показал?
— Объясните, где вы откопали такого чудесного парнишку?
В усталых глазах строителя опять засверкали ласковые лукавинки.
— А, хорош, правда? Ему сейчас пятнадцатый год. А он — живая энциклопедия стройки. Всё знает, всем интересуется, во всё встревает. Взял его курьером. А он, видите, как-то сам собой в порученцы выдвинулся. Светлая голова! А память какая!
(335 сл.) (По Б. Полевому)
2. Комментарий учителя к тексту
Текст представляет собой повествование с элементами описания внешности человека, содержит характеристику персонажа. Выбирается материал о Косте Ермоленко, опускаются сведения о начальнике строительства. Начало и конец текста передаются сжато от 3-го лица.
Возможный вариант начала изложения:
«Приехавшие на стройку обратились к начальнику с просьбой дать провожатого».
3. Вопросы и задания
1) Определите основную мысль. Как она сформулирована в тексте?
2) Выделите части, в которых говорится о Косте.
3) Как описывается внешний вид вошедшего (одежда, лицо)? Какие детали портрета выделены? Почему?
4) С помощью каких языковых средств описывается портрет Кости?
5) Каким проявил себя практикант во время показа строительного объекта?
6) Какие детали говорят о том, что Костя ответственно относился к порученному делу?
7) Каково мнение начальника строительства о практиканте? Объясните значение выражения «живая энциклопедия стройки».
8) Как автор относится к Косте?
9) На основе данного плана (а) внешний вид Кости Ермоленко; б) необыкновенный практикант; в) чем вас привлекает Костя?) составьте свой вариант.
10) Озаглавьте текст, перескажите его (выборочно) по плану.
V. Итог урока