Неологизмы - ЛЕКСИКОЛОГИЯ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Неологизмы - ЛЕКСИКОЛОГИЯ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: дать понятие о неологизмах; научить находить их в тексте; понимать целесообразность их употребления; развивать речь учащихся, навыки работы с текстом.

Оборудование: учебник, учебные тексты, словарь «Новые слова и значения» (Е. А. Левашов, Т. Н. Поповцева, В. П. Фелицына).

Тип урока: урок изучения нового материала.

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку.

С. Я. Маршак

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Почему словарный состав русского языка постоянно изменяется?

• Какие слова называются устаревшими?

• Употребляются ли они в настоящее время?

• Для чего в исторической литературе употребляются устаревшие слова?

2. Проверка домашнего задания (фронтально)


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— С развитием науки, техники, промышленности, культуры, с развитием общественных отношений язык постоянно пополняется новыми словами, которые служат названиями новых предметов, явлений, понятий.

Новое слово может возникнуть для называния уже существующего предмета, если возникает необходимость дать ему новое название. Так, летательный аппарат на заре авиации назывался аэроплан, затем это слово было вытеснено словом самолёт, вместо слова пилот стали употреблять лётчик; слово вратарь заменило пришедшее из английского языка голкипер и т. п.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

— Новые слова имеют своё название — неологизмы («нео» — новый, «логос» — слово (греч.)). Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться.

Создатель новых слов — народ, поэтому его и назвал В. В. Маяковский «народ-языкотворец». Конечно, кто-то скажет или напишет слово первым, затем, если оно точно отражает сущность явления или понятия, новое слово подхватывают другие, и вот оно уже известно многим. Лишь в некоторых случаях точно установлено, кто сказал то или иное слово впервые. Много слов, обозначающих различные научные понятия, идут от великого русского учёного М. В. Ломоносова; это кислород, водород, маятник, чертёж, рудник и др. Слово детектив, например, ввёл писатель Жюль Верн, слово лилипут обязано своим появлением Джонатану Свифту, слово хлыщ употреблено впервые русским писателем И. И. Панаевым.

Новым словом мы называем новый предмет. А иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения. Послушайте стихотворение Н. Егорова с новым авторским словом:

От села

До переката

Где идёт озимый сев,

Пляшут бойкие дождята,

На минуту не присев.

Назовите новое слово из стихотворения. На кого похожи бойкие, шаловливые дождята?

Творец языка — народ, он создаёт новые слова разными путями:

а) новые слова образуются от старых корней путём присоединения суффиксов и приставок, только суффиксов, путём сложения и т. д.: луна → при-лун-ени-е, лун-н-ик, планетоход, субботник;

б) новые слова заимствуются готовыми из других языков: метрополитен;

в) для новых слов используются старые слова в новом значении: протокол, салют.

2. Работа с теоретическим материалом учебника (С. 30—31)

3. Знакомство и обучение работе со словарём «Новые слова и значения»

Слово учителя

— В 1984 году вышел в свет словарь-справочник «Новые слова и значения». Словарь включает около 5 500 слов, а также сочетаний и выражений. В нём даются толкования слов, подтверждаемые цитатами; в необходимых случаях делаются стилистические пометы. Например:

Аутотренинг, -а, м. Метод воздействия на собственное физическое и психическое состояние; аутогенная тренировка. Методы аутотренинга и гигиенические приёмы, применяемые в комплексе с самыми обычными лечебными мерами, позволяют зачастую восстанавливать нервное равновесие. В последние годы всё большую популярность завоёвывает аутотренинг — сознательное управление физиологическими процессами тела, например, сном. (журнал «Химия и жизнь»).

Орф. Сл.— Ауто... (свой, собственный) + тренинг.


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Выписать из словаря-справочника «Новые слова и значения» 5 неологизмов с их словарными статьями. Составить предложения с этими неологизмами.

2. Некоторые новые слова ещё не зафиксированы словарём-справочником.

Установите сами значение этих слов.

Оптимизировать, реанимобиль, маркетинг, сервис, компьютер.

3. Выполнение упражнения 70 (устно), упражнений 71, 73 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа

• Как и почему появляются неологизмы в русском языке?

• Что такое авторские неологизмы?

• Какие словари неологизмов вы знаете?

2. Заключительное слово учителя

— Неологизмы обогащают русский язык. Появление их вызвано двумя причинами: во-первых, необходимо назвать новый предмет; во- вторых, потребностью дать новое, более удачное название того, что уже обозначено в языке.


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по данной теме.

2. Выполнить упражнение 72 (устно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]