Р.РД. Сжатое изложение художественного текста повествовательного характера по самостоятельно составленному плану - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Р.РД. Сжатое изложение художественного текста повествовательного характера по самостоятельно составленному плану - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: научить составлять план сжатого изложения; писать сжатое изложение; развивать воссоздающее и творческое воображение; повышать читательскую культуру; обогащать учащихся новыми знаниями об окружающем мире.

Оборудование: учебник, учебные тексты, текст изложения, памятка.

Тип урока: урок совершенствования приобретённых знаний и умений.

Хорошо читать — это значит рассуждать,

это значит мыслить вместе с автором.

М. А. Рыбникова

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Какие стили речи вам известны?

• Назовите особенности научно-популярного стиля и сферу его применения.


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Дорогие ребята! Независимо от того, кем вы станете в будущем, вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо говорить и писать, чётко выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Развивайте дар слова! И поможет вам в этом сегодняшний урок.


IV. Работа над развитием и культурой речи учащихся

1. Слово учителя

— План отражает основные моменты в содержании текста. Пункты плана можно оформить как вопросительные предложения или как повествовательные. Можно использовать и цитаты или отдельные слова из авторского текста.

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавными значительных частей текста, включают в себя подпункты (т. е. заголовки более мелких частей).

Работая над сложным планом, мы учимся обобщать материал, группировать его, систематизировать. При записи сложного плана необходимо внимательно следить за употреблением знаков препинания, а также заглавных и прописных букв.


2. Составление памятки «Как работать над сжатым изложением»

Памятка

1) Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.

2) Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.

3) Выделить в тексте все части.

4) Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?

5) Составить план сжатого изложения.

6) В каждой части текста отметить главное.

7) Отметить то, что возможно объединить.

8) Подобрать обобщающие слова и предложения.

9) Изложить сжато каждую часть.

10) Подумать, как связать части между собой.

11) Перечитать написанное изложение. Всё ли в нём будет понятно тому, кому оно адресовано?


3. Чтение учителем текста изложения

НУЖНЫ ЛИ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ?

Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитывать, во что обходится стране сумма плохого настроения, раздражённости, порождаемых грубым или даже просто нелюбезным поведением людей, они, эти машины, сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры.

Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособней и предприимчивей того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство. Хорошие манеры, как проявление внутренней деликатности и культуры,— необходимый атрибут современного человека.

Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и взглядах человека. Что же это за основы?

Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях. Терпимость и гуманность нашего общества поселили во многих неустойчивых душах убеждение, что «всё сойдёт».

Во-вторых, притупление чувства справедливости.

Понятие о справедливости возникает у человека в самом раннем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывают. Ребёнок, развивший в себе вкус к справедливости, по существу овладевает очень многим. Прежде всего он приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ перед своими товарищами. Затем он постигает полезнейшее для его дальнейшей жизни умение ставить себя мысленно на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки.

Если подробно покопаться в душе каждого хамящего, грубящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки никогда не бывают случайными, а опираются на вполне конкретные взгляды.

Это прежде всего наплевательское отношение к своему ближнему и ко всему роду человеческому, к его мнению и удобствам. Твёрдая уверенность в том, что все другие никаких прав не имеют. И, как логический конец такого отношения, вместо веры в справедливость — убеждение: урвать от жизни как можно больше, не считаясь с чужими интересами.

Подобный взгляд на жизнь может проявляться в большом и малом. Крупные поступки, вытекающие из этой «идеологии», называются уголовными преступлениями. Мелкие — дурными манерами.

Нередко и самые хорошие люди обижают своих близких и производят на них впечатление не таких уж хороших людей. И происходит это обычно без всякого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто — по недосмотру, недомыслию, невниманию. Потому что эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, которые при прочих равных условиях делают жизнь приятнее, нервы здоровее и улучшают настроение всего коллектива.

Итак, два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку.

Первое: любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не изнуряет его непосильными трудами. Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жизни, причём позже, когда оно входит в привычку, производится уже автоматически, не теряя при этом своего благотворного воздействия.

Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

Таким образом, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход — хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.


4. Подготовительные упражнения

1) От существительных кибернетика, сенсация, предприимчивость, цена, оптимист образуйте прилагательные. Определите способ образования.

2) От прилагательных и причастий раздражённый, терпимый, гуманный, справедливый образуйте существительные. Определите способ образования. Подчеркните суффиксы. Какое значение суффикс придаёт существительному?

3) Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок: пр..тупление, пр..учается, преимущество, преступление, пр.. ятное, пр..вычка, приложение, пр..носит.

4) Сделайте фонетический разбор слов: чувствующий, настроение.


5. Комментарий учителя об особенностях данного текста

Текст представляет собой рассуждение на этическую тему. Основной тезис сформулирован так: хорошие манеры как проявление внутренней деликатности и культуры,— необходимый атрибут современного человека. Далее доказывается необходимость вести себя так, чтобы создавать себе и людям, нас окружающим, хорошее настроение. В конце текста делаются два очень важных вывода.


6. Вопросы и задания к тексту

1) Зачем нужны хорошие манеры? Что вы относите к хорошим манерам?

2) На чём основывается поведение грубияна? Как об этом сказано в тексте?

3) Какие выводы о важности хороших манер нужно сделать?

4) Составьте простой план. Напишите сжатое изложение.


7. Работа над сжатым изложением (черновые варианты)


V. Домашнее задание

Закончить творческие работы в тетрадях.






Для любых предложений по сайту: [email protected]