Р.РД. Изложение текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Р.РД. Изложение текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: совершенствовать умения составлять план, раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста (рассказа); формировать умение уместно использовать элементы описания внешности для более глубокого раскрытия основной мысли рассказа.

Оборудование: учебник, учебные тексты разных стилей, таблица.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Хорошо читать — это значит рассуждать,

это значит мыслить вместе с автором.

М. А. Рыбникова

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Что такое текст?

• Какие основные типы речи вам известны?

• Для чего нужен план текста?

• Чем простой план отличается от сложного?


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Известный русский писатель Виктор Петрович Астафьев писал повести и рассказы. Среди них особое место занимают произведения о детских и отроческих годах автора: повесть «Последний поклон», книга рассказов «Конь с розовой гривой» и др.

Сегодня мы будем писать изложение по отрывку из рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Этот рассказ входит в книгу «Конь с розовой гривой».


IV. Работа над темой урока

1. Чтение текста учителем

НАШ УЧИТЕЛЬ

Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть, как вдруг кто-то из ребят закричал:

— Ой, змея, змея!

И все увидели змею. Она обвивалась вокруг пучка подснежников и, разевая зубастую пасть, готовясь к нападению, злобно шипела.

Ещё и подумать мы ничего не успели, как учитель оттолкнул нас, а сам схватил палку и приготовился к защите.

— Не бейте только через плечо! — кричали мы.

Но змея неожиданно скользнула в сторону и исчезла за камнем.

— Пойдёмте, ребята, здесь опасно оставаться,— сказал учитель.

Мы посыпались в горы, а он шёл за нами и всё оглядывался, готовый оборонять нас снова. Потом спросил:

— А почему вы кричали, чтоб я не бил гадюку через плечо?

— Закинуть же за шею змею можно.

— Она обовьётся вокруг палки!..— объяснили мы учителю, и кто-то неожиданно спросил:

— Да вы раньше-то видели хоть змею?

— Нет, в первый раз,— виновато улыбнулся учитель.— Там, где я рос, никаких гадов не водится. Там нет таких гор и тайги такой нет.

Мы стояли с открытым ртом, слушали.

— Вот тебе и на! Значит, надо было оборонять учителя. А мы!..

Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя: с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонять своих учеников, помочь им в беде.

(По В. Астафьеву)


2. Анализ текста

а) Беседа по содержанию и композиции

• Какой случай (эпизод) вспоминает автор из своего детства?

• Кто является главным героем этого эпизода?

• Как описано поведение учителя?

• Какие качества учителя как человека проявились в этом эпизоде?

• О чём думали ребята, когда узнали, что их учитель никогда не видел змей?

• Как вы понимаете значение следующих фраз: «Вот тебе и на! Значит, надо было оборонять учителя. А мы!..»

• Как вы считаете, почему автор везде говорит «учитель», не называя его имени и отчества? (Наверное, потому, что слово учитель имеет для автора особый, обобщённый смысл.)

• Вы знаете, что повествование, в основе которого лежит случай, эпизод, называется рассказом. Вспомните композицию рассказа и скажите, какой из данных композиционных схем соответствует прочитанный текст.


I

II

III

1. Завязка

2. Развитие действия

3. Кульминация

4. Развязка

1. Вступление

2. Завязка

3. Развитие действия

4. Кульминация

5. Развязка

6. Заключение

1. Завязка

2. Развитие действия

3. Кульминация

4. Развязка

5. Заключение


б) Языковой разбор

— С чувством глубокого уважения, с большой теплотой вспоминает автор о своём учителе, который готов был в любую минуту защитить своих воспитанников, помочь им в беде. Не случайно текст назван «Наш учитель».

Художественное повествование идёт от 1-го лица и, как часто бывает в повествовательных текстах, начинается со слова однажды, т. е. «один раз», «как-то раз». Спокойно, в разговорном стиле автор ведёт свой рассказ, используя глаголы совершённого вида: «пошли на Лысую гору за цветами и саженцами», «поднялись до середины горы», «присели на каменья отдохнуть». Слово каменья обозначает то же, что и камни, но употребляется значительно реже и имеет разговорный оттенок.

Употребление наречия как вдруг (синонимы: неожиданно, внезапно) нарушает спокойный тон повествования.

Описание змеи: «обвилась вокруг пучка подснежников и, разевая зубастую пасть, ...злобно шипела» — усиливает напряжённость и опасность момента.

Решительность, быстрота действий учителя передаётся глаголами: оттолкнул, схватил, приготовился. Всё произошло так быстро, что ребята «и подумать не успели», т. е. не успели опомниться, принять решение. Внешний вид учителя говорит о том огромном физическом и нравственном напряжении, которое он пережил, обороняя своих детей.

Введение в рассказ диалога позволяет ещё глубже раскрыть характеры действующих лиц. Диалог, как известно, часто встречается в разговорной речи. Автор использует разговорные обороты речи: «Мы посыпались с горы», «Да вы раньше-то хоть видели змею?», «Мы стояли с открытым ртом», «Вот тебе и на!»

Главная мысль рассказа звучит в авторском заключении. Скромный, застенчивый учитель — человек совсем не героической внешности,— не задумываясь, бросился защищать своих учеников, рискуя собственной жизнью. Астафьев использует приём противопоставления: контрастны внешний вид и внутренние качества учителя.

Образ такого учителя остался в памяти автора на всю жизнь.


3. Составление плана

Коллективно выделяются темы и подтемы (микротемы) текста.

(План ученики составляют и оформляют самостоятельно. Учащимся необходимо напомнить, что план должен отражать основную мысль и стиль текста.)

Примерный план

1. На Лысую гору за саженцами.

2. Опасная встреча:

а) змея;

б) учитель бросился защищать нас;

в) всё закончилось благополучно.

3. Разговор по дороге домой.

4. «Таким вот помню деревенского учителя».


4. Повторное чтение текста учителем

5. Написание изложения в черновиках

6. Чтение и редактирование изложений


V. Домашнее задание

Закончить творческую работу в тетрадях.






Для любых предложений по сайту: [email protected]