Образование глаголов условного наклонения - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Образование глаголов условного наклонения - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: углубить знания об условном наклонении глаголов; совершенствовать умения и навыки образования и употребления в речи глаголов условного наклонения.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Дурно говорить должно бы считаться таким же

неприличным, как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• В форме каких наклонений могут употребляться глаголы?

• В каком наклонении глаголы имеют все три формы времени, а в каких времени не выражают?

• Что обозначают глаголы изъявительного наклонения? Как они образуются?

2. Сочинение-миниатюра по началу с использованием глаголов в изъявительном наклонении:

1) Бегут, торопятся в речку ручьи разные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. (Н. Сладков) Или

2) Весенние ручьи говорят, говорят.. У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. И каждый о своём. (И. Сладков)


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка? — спросил учитель.

— Я отправился бы путешествовать,— ответил Серёжа.

— Я бы вылечил всех больных детей,— сказал Витя.

— А я построила бы много-много домов,— произнесла Аня.

А что сделали бы вы, если бы всё могли?


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

— Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях: С помощью учителя ученики решили бы эту задачу. Условное наклонение может выражать пожелание, чтобы действие совершилось: Решили бы вы сами эту задачу.

Чтобы образовать форму условного наклонения, нужно к глаголу в форме прошедшего времени прибавить частицу бы: пришёл бы, пришла бы.

Частица бы может стоять в любом месте простого предложения. При этом она выделяет то слово, после которого стоит: Пришёл бы ты ко мне сегодня. Ты бы пришёл ко мне сегодня. Сегодня бы ты ко мне пришёл.

ЧАСТИЦА БЫ С ГЛАГОЛАМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО

2. Работа с таблицей


Условное наклонение глагола


Неопределённая форма

Единственное число

Множественное число

Читать

Читал бы (м. р.)

Читала бы (ж. р.)

Читало бы (ср. р.)

Читали бы


3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 75)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений

1. Наблюдение над языковым материалом

1) Послушайте отрывок из рассказа В. Драгунского «...Бы».

Найдите слова, с которыми мальчик обращается к матери и к отцу.

Затем такое предложение, в котором говорится, что на самом деле такие обращения не возможны, что это только воображение мальчика. С помощью какой частицы передаётся нереальность действий? (Докажите, опуская в предложениях эту частицу).

2) Выпишите из текста глаголы с частицей бы. Назовите наклонение, в котором они употреблены. Затем выпишите глаголы, которые содержат приказания мальчика, обращённые к матери и отцу. Назовите наклонение, в котором они употреблены.

Один раз я сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые.

Например, мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

«Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот ещё новость! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»

И тут вошёл бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:

«Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! Щёткой три и не жалей мыла. Ну-ка покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это прости когти! Где ножницы? Не дёргайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка. Вот так. Теперь садись к столу».

3) Переведите предложения на русский язык. Сравните формы условного наклонения в украинском и русских языках. Есть ли различия?

а) Без людської праці вся земля від краю i до краю заросла б бур’янами. (О. Донченко)

б) Та де б не був, де б не шукав дороги, я не забуду вчителя старого. (А. Малышко)

3. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 194 — устно, упражнения 193, 195 — письменно.


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа

• Какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? условного наклонения?

• Как образуются глаголы условного наклонения?

2. Заключительное слово учителя

СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Я решил бы.

Я сказал бы.

Поспешил бы.

Написал бы.

До чего же замечательное

Наклоненье сослагательное!

Никогда не чертыхается,

Не скандалит, не кричит,

В кресло мягкое забьётся

И мечтательно журчит:

Я б турецкий изучил.

Я бы радио включил.

Нет, постойте-ка,

Вначале

Я сыграл бы на рояле.

Я сыграл бы,

Коль умел бы,

Если мог бы,

Полетел бы,

Я бы съел вагон пирожных,

Если только их имел бы!..

(Дж. Родари)


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника (С. 75).

2. Выполнить упражнение 196 — письменно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]