Речь. Речевая деятельность. Виды общения. Условия, определяющие характер высказывания. Основные требования к речи - ВВЕДЕНИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Речь. Речевая деятельность. Виды общения. Условия, определяющие характер высказывания. Основные требования к речи - ВВЕДЕНИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о видах речевой деятельности, об условиях, определяющих характер высказывания, об основных требованиях к речи; совершенствовать речевые умения.

Оборудование: учебник, учебные тексты, обучающие таблицы, толковые словари, схемы.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Язык по самой природе своей есть орудие общения.

В. Короленко

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя

— Оглянитесь вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: компьютеры, космические корабли, ракеты, самолёты. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество,— это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Но говорят они на разных языках. У всех языков главная задача — помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе. Есть и другие средства общения, но языком как средством общения владеет только человек.

Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и общества в целом, развитие науки, техники, литературы. Язык — основное средство человеческого общения.


III. Работа над развитием и культурой речи учащихся

1. Беседа по вопросам

• Могут ли люди жить, не общаясь друг с другом?

• Для чего служит язык и речь?

• Какие средства общения вам известны?

• Почему язык — важнейшее средство человеческого общения?

2. Работа с таблицей и схемами


Общие сведения о речи


image3


Формы речи

Виды речевой деятельности

Восприятие речи

Производство речи

Устная речь

Письменная речь

слушание

чтение

говорение

письмо


От чего зависит характер нашей речи


image4


Речевая ситуация



Тема высказывания — то, о чём мы говорим.

Основная мысль высказывания — то главное, что мы хотим сказать.

3. Работа с теоретическим материалом учебника (С. 6—7)

4. Работа с таблицей


Правила хорошей речи


Какой должна быть хорошая речь

Какие правила речи нужно соблюдать

1. Содержательной

1. Продумай тему и основную мысль своего высказывания; раскрывай их полно, но не говори и не пиши ничего лишнего

2. Последовательной

2. Следи за порядком изложения мыслей

3. Богатой

3. Используй разнообразные слова и предложения. Старайся не повторять одни и те же слова и одинаковые предложения

4. Точной

4. Употребляй наиболее точные слова

5. Выразительной

5. Подбирай слова и выражения, наиболее ярко передающие основную мысль

6. Уместной

6. Всегда учитывай, с кем говоришь и в какой обстановке

7. Правильной

7. Правильно произноси слова, правильно строй предложения


5. Аудирование

Чтение текста учителем.

ЯЗЫК ЖЕСТОВ

У людей, кроме слов, есть ещё язык жестов, которые помогают при общении. Многие жесты пришли к нам из глубокой древности. Например, поднятый вверх большой палец означал знак одобрения. Это жест использовал римский император после окончания поединка гладиаторов, давая знать, оставляет ли он им жизнь или нет.

Существует много различных жестов с разным значением: поднятая рука — это просьба человека обратить на него внимание.

Кивок головой вниз или со стороны в сторону (в разных странах по-своему) — это согласие или несогласие. Приподнятая шляпа над головой — приветствие. Приподнятые плечи — удивление, хлопок в ладоши — радость и др.

Но сколько бы ни знал человек жестов, он не сможет использовать их в любых условиях, а только тогда, когда смысл жестов является одинаковым для тех, кто им пользуется. Жесты и мимика — только вспомогательный материал, существовать вне языка они не могут.

Язык слов служит всегда безотказно. Поэтому он стал средством общения.

(Из журнала)

Вопросы

• О каких средствах общения людей вы узнали из текста?

• Все ли люди могут общаться с помощью жестов?

• Чем являются жесты и мимика для общающихся?

• Могут ли жесты и мимика существовать вне языка?

• Почему язык стал основным средством человеческого общения?

Выберите из трёх данных правильный ответ на вопрос.

1. У людей, кроме слов, существует ещё язык:

а) мимики;

б) жестов;

в) пиктографии.

2. С помощью языка жестов можно общаться лишь тогда, когда значение жестов для всех людей:

а) разное;

б) одинаково;

в) похоже.

3. Жесты и мимика для общающихся являются:

а) формой выражения мыслей;

б) вспомогательным средством; материалом, подкрепляющим сказанное.

4. Жесты и мимика могут существовать вне языка:

а) да;

б) нет;

в) возможно.

5. Язык стал основным средством человеческого общения потому, что:

а) язык слов служит безотказно;

б) с помощью языка получили названия предметы окружающей действительности;

в) людям легче понимать друг друга, общаясь с помощью слов.


IV. Составление диалогов и связных высказываний

1. Составьте диалог на одну из тем

A. Факультатив по культуре речи очень важен для школьников.

Б. Информатика — очень интересный предмет.

B. Без литературы в жизни можно обойтись.

Согласитесь с мнением или опровергните его, используя выражения из рубрики «Советуем запомнить».

Советуем запомнить!

Выражения согласия (Совершенно) верно (правильно).

Совершенно с вами (тобой) согласен (согласна).

И я так считаю (думаю).

Да, это так.

Да, и не говори!

Какие могут быть сомнения!

Несомненно.

Выражения вежливого несогласия

Это не (совсем) так.

Я не могу согласиться с вами (с тобой), что.

Разве это так плохо?

У нас разные взгляды (подходы, мнения).

Я бы с удовольствием, но.

Охотно бы..., но не могу.

2. Продолжите предложения

а) Обмениваться мыслями, информацией с кем-нибудь — значит.

б) Язык является важнейшим средством общения и познания потому, что.

3. Составьте высказывания (устно) с учётом предложенных учебно-речевых ситуаций

а) Представьте, что ваш друг (подруга) пишет стихи или рассказы, но никак не решится поделиться с другими своим творчеством. Убедите его (её) в необходимости выступить на школьном вечере или отправить свои произведения в редакцию журнала, газеты.

б) Представьте, что вам предложили выступить перед младшими школьниками и рассказать о творчестве какого-либо писателя, художника.


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа

• Какие виды речевой деятельности вам известны?

• От чего зависят особенности нашей речи?

• Как влияет на речь речевая ситуация?

• Какие требования предъявляются к хорошей речи?

• Как связаны язык и общество?

• Существует ли язык вне человеческого общества?

2. Заключительное слово учителя

— Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово — кривая речь»,— говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь ваша была не «кривой», а красивой, чтобы каждое слово в ней стояло на своём месте, надо знать много слов.

Богатый словарный запас человека уже свидетельствует о хорошем знании языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. В словаре языка Пушкина зафиксировано более двадцати одной тысячи слов, которые великий русский поэт употребил в своих произведениях и письмах. Конечно, такой огромный запас слов свойствен редкому человеку, однако стремиться к постоянному его пополнению необходимо.


VI. Домашнее задание

Составить высказывание в форме письма, представив себе на выбор одну из ситуаций:

1) вы делитесь с близкими своими друзьями о будущей профессии;

2) вы рассказываете своему другу (подруге) о том интересном, что узнали, прочитали за последнее время;

3) вы сообщаете редакции газеты об успехах вашего класса в спортивных соревнованиях и т. п.

При составлении высказываний учесть особенности речевой ситуации и правила общения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]