Все уроки Русского языка 7 класс
Повторение. Способы образования слов. Части речи - ЛЕКСИКОЛОГИЯ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: повторить основные сведения из разделов «Словообразование», «Морфология»; отработать навык определения основы слова, окончания, приставки, корня, суффикса и умение отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов; повторить грамматические признаки именных частей речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты, обучающая таблица, «Словообразовательный словарь русского языка» А. Тихонова.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается
не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.
К. Д. Ушинский
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Что изучает словообразование?
• Какое значение — лексическое или грамматическое — заключено в основе слова?
• Какая часть слова называется корнем? Суффиксом? Приставкой?
• Что имеют общего и чем различаются приставки и суффиксы?
• А откуда берутся новые слова в языке? (Заимствуются из других языков и создаются по правилам русского языка на основе уже имеющихся слов.)
• Как же они создаются?
2. Проверка домашнего задания
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Жил-был Корень -уч, но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, обучение, переучивать, учёный, заучивать, учитель и многие другие. Когда Корень спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой роднёй, он отвечал вопросом: «Вас интересует наше словообразование?» Корень был прав: словообразование ведь изучает, из каких частей состоят и в какой последовательности образуются слова.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Работа с таблицей
Способы образования слов
Морфологические |
||
1 |
Приставочный (префиксальный) |
бежать → прибежать |
2 |
Суффиксальный |
дед → дедушка |
3 |
Префиксально-суффиксальный |
земля → подземный |
4 |
Безаффиксный (бессуффиксный) |
залив, синий |
5 |
Сложением слов или частей слов |
вездеход, вертолёт |
6 |
Аббревиатура — сложносокращённое слово, образованное из начальных букв |
США, НИИ |
Неморфологические |
||
7 |
Сложением целых слов |
диван-кровать |
8 |
Переход одной части речи в другую |
ванная (комната) отдыхающие (люди) мороженая (рыба) |
2. Записать названия способов образования слов и слова, образованные с их помощью
Выход, перерегистрация, зелень, серебряный, безопасный, сбросить, пришкольный, бессмыслица, перекрёсток, уличный, подосиновик, спорщик, безделушка, автомобилист.
3. Расположить однокоренные слова в последовательности их образования
Радостный, рад, радость; побелка, белый, побелить; накипеть, кипеть, накипь; светлый, свет, посветлеть; столовый, стол, столик.
4. «Шутка-минутка»
Составить из данных слов новое слово, взяв от слова прибежать приставку, от слова школьник — корень, от слова ужасный — суффикс, от слова огромный — окончание.
(Пришкольный)
5. Слово учителя
— Велико количество слов в русском языке — сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения и виды, то получится неисчислимое количество. Как разобраться и управиться с такой армией слов и их форм? К счастью, есть у слова строгий командир — Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» — вмиг все слова построились в строгие колонны. Тысячи слов становятся под знамёна частей речи, учитывая свои значения, грамматические формы и синтаксическую функцию. Таким образом, морфология изучает части речи и формы словоизменения. Вместе с синтаксисом она составляет грамматику.
6. Работа со схемой учебника (упражнение 27, С. 13)
7. Работа с таблицей
Части речи
План ответа о любой части речи |
Имя существительное как часть речи |
Морфологический разбор слова (у) подножия |
1. Общее значение |
Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? |
1. Подножие — обозначает предмет |
2. Морфологические признаки |
2. Нач. форма (им. падеж, ед. число); собств., нариц.; одуш., неодуш.; м., ж., ср., р.; склон.; изм. по падежам и числам |
2. Подножия Нариц., неод., ср., 2, в род. п., ед. ч. |
3. Синтаксическая роль |
3. Чаще подл. или дополн.; может быть любым чл. предл. |
3. В предл.— обстоятельство |
Вывод о том, какой частью речи является слово |
Итак, это — имя существительное |
8. Тренировочные упражнения
Упр. 28, 32 (письменно).
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Какие способы образования слов вы знаете?
• Что изучает морфология?
• На какие группы делятся все части речи?
• Назовите самостоятельные и известные вам служебные части речи?
• По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (По грамматическим признакам)
VI. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «Словообразование», «Морфология».
2. Выполнить упражнение 31 (письменно).
Приложение
Знаете ли вы?
Слово СПАСИБО получилось из словосочетания спаси Бог! (выражение благодарения) соединением основ и усечением конечного согласного.
КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА
Приставки не столь всемогущи, как суффиксы. Приставленные к слову, они не меняют его облика, не влияют на само существо понятия. Тем не менее они придают слову новые качества.
Вот я беру глагол бежать. И, попеременно снабжая его различными приставками, получаю слова, в которых есть указание на не только направление движения, но и на его характер: прибежать, убежать, перебежать, отбежать, избежать, вбежать.
Особенно охотно приставки дружат с глаголами, прилагательными и наречиями, однако не чуждаются и существительных.
(По Э. Вартаньяну)
Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:
1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений духа.
(«Российская грамматика» М. В. Ломоносова, 1775 г.)