Все уроки Русского языка 7 класс
Буквы нн и н в суффиксах наречий на -о, -е. Суффиксы -о, -е в наречиях после шипящих - НАРЕЧИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: ознакомить с условиями выбора н, нн в наречиях на -о, -е с орфографическим правилом написания н, нн в наречиях; формировать умения находить изученную орфограмму, правильно писать с ней наречия; познакомить с условиями выбора и написания суффиксов -о, -е в наречиях после шипящих и формировать соответствующие правописные умения.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка.
С. Маршак
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• От каких частей речи и какими способами образуются наречия?
• Когда пишутся буквы о, а на конце наречий?
• Составьте предложения с наречиями издавна, заново.
• Расскажите об употреблении ь на конце наречий после шипящих.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Академик В. В. Виноградов писал о том, что некоторые учёные «подвергают сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи», что «орфографические ошибки в наречиях — следствие неопределённости этой категории».
Способы образования наречий многочисленны, словообразовательно наречия связаны со всеми частями речи. Эти связи определяют и правила правописания.
IV. Изучение нового материала
1. Работа с таблицей
Полное прилагательное или причастие (какой?) |
Краткое прилагательное или причастие (каково?) |
Наречие (как?) |
Активное (прилаг.) звено Медленное (прилаг.) движение Собрание, организованное (прич.) учкомом |
Звено активно (прилаг.) Движение медленно (прилаг.) Собрание организовано (прич.) учкомом |
Активно (нареч.) работает Движется медленно (нареч.) Собрание прошло организованно (нареч.) |
Вывод: в наречиях на -о(-е) пишется столько н, сколько их в прилагательном, от которого данное наречие образовано: интересно (интересный), умышленно (умышленный).
Правило-помощник: 1) если в предложении обстоятельство образа действия относится к глаголу — это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано. Его можно заменить другим наречием; 2) если слово — сказуемое, то это может быть краткое прилагательное или краткое причастие. В кратком причастии всегда пишется одна буква н, его можно заменить глаголом. Краткое прилагательное можно заменить прилагательным в полной форме. В нём пишется столько н, сколько в полном.
2. Объяснение учителя
— На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения — е: горячо, свежо, зловеще. Исключение: ещё.
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 178—180)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
а) Записать, вставить пропущенные н или нн.
1) Наказание было вполне заслуже..о. 2) Мать огорче..о посмотрела на сына. 3) Неожида..о в дверь постучали. 4) Приятно, если твои собеседники воспита..ы. 5) Все оживле..ы приходом весны. 6) Любопытство наше было возбужде..о. 7) Ребята говорили возбужде..о, перебивая друг друга. 8) Человек рассея..о поглядывал по сторонам. 9) По лесу было рассея..о несколько десятков палаток туристов. 10) Мальчик растеря..о взглянул на своего обидчика.
б) Записать, вставить пропущенные н или нн.
Восторже..о улыбаться, ответить сдержа..о, выполнить аккурат..о, поступить обдума..о, обдума..ое предложение, решение задачи обдумало, облегче..о вздохнуть, беше..о налетевший порыв ветра, беше.. ый зверь, ветре..ый день, лома..ая линия, слома..ая ветка, безветре.. ая погода, буй..о разрастаться, слушать рассея..о.
в) Сгруппируйте наречия по количеству н в суффиксах: слева запишите с н, справа — с нн.
Радост(н, нн)о, тума(н, нн)о, ритмич(н, нн)о, мысле(н, нн)о, контраст(н, нн)о, письме(н, нн)о, безмолв(н, нн)о, безветре(н, нн)о, буднич(н, нн)о, революцио(н, нн)о, энергич(н, нн)о, удивлё(н, нн)о, душев(н, нн)о, медле(н, нн)о, аромат(н, нн)о, нечая(н, нн)о, символич(н, нн)о, неслыха(н, нн)о, неожида(н, нн)о, эффектив(н, нн)о, взволнова(н, нн)о, эмоциональ(н, нн)о, обдума(н, нн)о, карти(н, нн)о.
г) К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом -о(-е). Обозначьте суффиксы наречий. С наречиями, подобранными к выделенным словам, составьте простые предложения с деепричастными оборотами.
Свежий, похожий, бесстыжий, неуклюжий, певучий, могучий, тягучий, скрипучий, горячий, кричащий, зовущий, трепещущий, подобающий, увещевающий, вызывающий, исчерпывающий, захватывающий, располагающий, предостерегающий, немигающий, осуждающий, выжидающий, освежающий, угрожающий, понимающий, потрясающий, угнетающий, устрашающий, оглушающий, всеобъемлющий, торжествующий, волнующий, протестующий, расслабляющий, ошеломляющий, умоляющий, впечатляющий, ободряющий, примиряющий, покоряющий, манящий, общий.
д) Спишите, обозначая условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий. Составьте два предложения с любыми из данных наречий.
Изнуряющ.., кипуч.., хорош.., пугающ.., вопрошающ.., пронизывающ.., изнемогающ.., подбадривающ.., испытующ.., ослепляющ.., дремуч.., раздражающ.., подкупающ.., негодующ.., усыпляющ...
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнения 452, 459 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Какое место среди других частей речи занимает наречие?
• Чем отличается от других частей речи?
• Расскажите о правописании н, нн в наречиях.
• От чего зависит написание о, е после шипящих на конце наречий?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника (С. 178—180).
2. Выполнить упражнение 460 (письменно).