Слитное и раздельное написание наречий - НАРЕЧИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Слитное и раздельное написание наречий - НАРЕЧИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: ознакомить со слитным и раздельным написанием приставок в наречиях; отработать правописные умения и навыки.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Высокая культура разговорной и письменной речи,

хорошее знание и чутьё родного языка... —

самая лучшая опора, самое верное подспорье

и самая надежная рекомендация для каждого человека

в его общественной и творческой деятельности.

В. В. Виноградов

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• В чём состоит секрет названия наречия?

• Какие случаи правописания наречий являются для вас самыми трудными? Почему?

2. Практическая работа: индивидуальная работа по карточкам

а) Раскрыть скобки.

Тронуться в путь (по)прежнему направлению, тосковать(по)настоящему делу, (по)настоящему отдохнуть, воспринимать (по)своему, исчезнуть (по)немногу, расти (по)прежнему хорошо, идти (по)осеннему лесу, (по)осеннему хмурые дни, приветствовать (по)дружески.

б) Раскрыть скобки.

(По)зимнему пути, одеться (по)зимнему, говорить (по)английски, (по)настоящему испугаться, идти (по)весеннему снегу, (по)праздничному пестрые флаги, (по)праздничному городу, жгло (по)вчерашнему, (по)вчерашнему прогнозу погоды.

в) Раскрыть скобки.

Тепло (по)летнему, разряженный (по)осеннему лес, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.

3. Словарная диктовка с объяснением

Встали задолго; взяли кое-что; свернули вправо; поздороваться по-приятельски; собирали кое-как; по-зимнему холодно; шли по зимнему лесу; нежданно-негаданно; работать по-новому; по новому методу; встретили по-русски; по русскому обычаю.


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Наречия с приставками надо отличать от похожих на них существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

Для образования наречий в качестве производящей основы используются имена существительные во всех падежах: в именительном (шутка сказать), в родительном (доверху), в дательном (кверху), в винительном (вверх), в творительном (верхом), в предложном (наверху). Степень перехода существительных в наречия может быть разной: одни полностью перешли в наречие (пешком, нагишом), другие ещё сохраняют предметное значение и стоят на грани между существительными и наречиями (на ходу, со временем).


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

— Наречия могут быть образованы путём перехода различных частей речи в наречия. В наречия переходят:

1) существительные в винительном и творительном падежах: капельку, чуточку, шёпотом, шагом, рысью, верхом;

2) существительные в косвенных падежах с предлогом: издали (издали — род. п.), сверху (с верху — род. п.), вшутку (в шутку — вин. п.), набок (на бок — вин. п.);

3) некоторые словосочетания: тотчас (тот час), сейчас (сей час).

При переходе в наречия существительных с предлогами эти предлоги становятся приставками, а окончания — суффиксами. Из существительного верх и предлога на образуются наречия наверх и наверху. В этих наречиях верх — корень, на— приставка, -у — суффикс.

Существительные с предлогами переходят в наречия постепенно. Полного слияния предлога с существительным иногда не происходит: по своему значению это слово уже наречие, но пишется оно как существительное с предлогом (раздельно), например: прыгнуть с разбегу, остановиться на миг, поймать на лету. Слова с разбегу, на миг, на лету отвечают на вопрос как?, обозначают признак действия и являются наречиями, но пишутся так, как писались тогда, когда были существительными с предлогами. Написание таких наречий нужно проверять по орфографическому словарю.

Чтобы отличить наречие от похожего на него существительного с предлогом, нужно помнить, что существительное имеет или может иметь при себе пояснительные слова, а наречие не имеет пояснительных слов. Сравните: 1) В дали (существительное с предлогом) голубой столбом уж крутился песок золотой. (М. Лермонтов) — Вдали (наречие) я видел сквозь туман, в снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ. (М. Лермонтов) 2) И я был страшен в этот миг (существительное с предлогом), как барс пустынный. Зол и дик. (М. Лермонтов) — Штабс-капитан так грозно на них прикрикнул, что они вмиг (наречие) разбежались. (М. Лермонтов)

Наречия образуются от числительных — количественных (дважды), собирательных (вдвое, вдвоем, по двое), порядковых (впервые, во-вторых).

В наречия часто переходят глаголы в форме деепричастий (лёжа, шутя, зря).

В наречном значении употребляются фразеологические сочетания различных типов: лицом к лицу, рука об руку, душа в душу, время от времени, крест-накрест, сложа руки, спустя рукава и др.


2. Работа с таблицей


Правописание наречий


Слитное написание наречий

1. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлога-приставки с наречием

Позавчера, навсегда, донельзя

2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок в и на с собирательными числительными

Втрое, впятеро, надвое, натрое, но по воде

3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов-приставок с краткими прилагательными

Заживо, искусно, запросто, начисто, влево, снова, сгоряча, издавна, досуха

4. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов-приставок с полными прилагательными и местоимениями

Врукопашную, наудалую, врассыпную, вничью, вовсю, вручную, вкрутую

5. Пишутся слитно наречия, имеющие в своём составе такие существительные и такие именные формы, которые не употребляются в современном языке

Наискось, впросак, исподтишка, наспех, наугад, невпопад, невмоготу, поперек, снаружи, чересчур

Раздельное написание наречий

Есть много наречий, образованных от существительных с предлогами, сохранивших раздельное написание (проверяются только по орфографическому словарю)

Без устали, без умолку, на лету, на ходу, с разбегу, с размаху, под мышкой, под спудом, в обрез, до крайности, до упаду


3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 182)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Творческий диктант

Запишите текст, распространив его наречиями. Обозначьте орфограммы в наречиях.

«КРЕСТЬЯНКА С ВАСИЛЬКАМИ»

Небольшой холст «Крестьянка с васильками» — (поистине) жемчужина русской и мировой живописи.

Перед нами девушка, присевшая (на миг) отдохнуть и задумавшаяся о чем-то сокровенном. Её лицо прекрасно своей душевной явностью. Чистый выпуклый лоб, свежие, (слегка) тронутые румянцем щеки, мягкий, прелестный овал лица, робкий взгляд, (чуть) задумчивая улыбка — все будто сияет утренней прозрачностью весны жизни, когда силы человека неисчерпаемы. (Немного) опущенные плечи говорят об усталости, большие натруженные руки (легко и спокойно) лежат на охапке пушистых васильков. Синие, желтовато-золотистые тона сарафана, передника, повязка на голове (нежно) сливаются в тихую гармонию красок.

Поэзия юности (надолго) очаровывает и приковывает к картине. В образе, (мастерски) созданном Венециановым, удивительная сердечность и лучистость.

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнения 466, 471 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Как пишутся наречия, образованные из сочетания предлога с существительным, прилагательным, числительным или местоимением?

• Приведите примеры наречий, которые пишутся слитно, раздельно и через дефис.


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника (С. 181—182).

2. Выполнить упражнение 472 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]