Частица как часть речи - ЧАСТИЦА

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Частица как часть речи - ЧАСТИЦА

Цели: дать понятие о функциях частицы как служебной части речи; учить отличать частицу от других частей речи.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Распределите слова на группы в зависимости от ударения:

Алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, километр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель.

(Ударение падает на первый слог: кухонный, мельком, свёкла; ударение падает на второй слог: досуг, квартал, манёвр, намерение, столяр, цемент, щавель; ударение падает на третий слог: алфавит, договор, документ, каталог, километр, позвонишь.)

II. Изучение темы “Частица как часть речи”

1. Слово учителя.

Название этой части речи говорит само за себя: частица - маленькая часть. Действительно, это служебная часть речи, а значит, не член предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет.

Однако от частицы зависит немало: она отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов.

Рассмотрим несколько предложений:

Я бы выучил уроки...

Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.

Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель.

Представьте, что будет, если из предложений исчезнут частицы:

- сомнительное станет явным (Я выучил уроки);

- нарушится логика (Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге);

- смысл поменяется на противоположный (Я хочу разочаровать тебя, дорогой читатель).

Наверное, вы уже убедились, что роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала: § 62, с. 164.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 357: устный разбор, письменное выполнение; фонетический разбор слова что выполняется на доске и в тетрадях.

Комментарий. Обратим внимание на слово что в первом и шестом примерах. Во-первых, его фонетический облик - [што]. Во-вторых, в первом случае что является усилительной частицей, а в шестом предложении - вопросительным местоимением. Частица бы в этом примере относится к глаголу-сказуемому в условном наклонении, ее место в предложении не закреплено, частицу можно переместить: Что вы еще включили бы в программу вечера самодеятельности?

2. Упражнение 358: устно.

Комментарий. Доказательство того, что выделенные слова - частицы: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, они не имеют самостоятельного лексического значения.

Домашнее задание

1. § 62.

2. Упражнение 359.






Для любых предложений по сайту: [email protected]