Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Отрицательные частицы не и ни - ЧАСТИЦА
Цели: расширить знания учеников о частицах не и ни; показать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, анализ предложений, выполнение упражнений, игра-конкурс.
Ход урока 1
I. Проверка домашнего задания
Игра-конкурс “Частицы в малых жанрах фольклора”
Ученики читают свои примеры. Выигрывает тот, кто назовет последний пример.
Примеры ответов:
1) Если бы да кабы на луне росли грибы...
2) Стоит Антошка на одной ножке. Кто ни пройдет, всяк поклонится.
3) Курица не птица.
4) Не зная броду, не суйся в воду.
5) Не все то золото, что блестит.
6) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
II. Изучение темы “Отрицательные частицы не и ни”
1. Объяснительный диктант.
Не у кого узнать, непересекающиеся прямые, не переставая, не отказывайся, не с кем поиграть, не высохшие после дождя лужи, невыученные уроки, не порежьтесь ножом; невелика потеря; не высокий, а коренастый боксер; непородистая собака; домик невысок; вопиющая неграмотность; не пишите некрасиво.
2. Слово учителя.
Мы только что вспомнили правописание частицы не с разными частями речи, тем самым часть дела по изучению правописания отрицательных частиц не и ни уже сделана.
Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не придает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приобретать и положительный смысл:
Не могу не вспомнить, как весело прошли каникулы. На этом повороте машина не могла не свернуть направо.
Заметим, что первая частица не находится перед формами глагола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола.
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 385: комментированное письмо; синтаксический разбор выполняем на доске и в тетрадях.
Комментарий. Предложения, в которых частица не придает отрицательный смысл всему предложению: № 3, 6.
2. Упражнение 386: устный разбор.
Домашнее задание
1. §67, с. 175-176.
2. Упражнение 387.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
- Запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и пунктограммы, определите разряды и значение частиц.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот кто самый настоящий, лучший друг.
(Смысловые частицы — не и вот; формообразующая частица - самый. Частицы не придают отрицательное значение глаголам-сказуемым, частица вот - указательная, частица самый служит для образования превосходной степени прилагательного.)
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказ учащихся о различных функциях частицы не.
2. Упражнение 387: проверка по цепочке.
В это время ученик выполняет на доске морфологический разбор слова.
III. Продолжение изучения темы “Отрицательные частицы не и ни”
1. Слово учителя.
Функции частицы ни, о которой пойдет речь сегодня, более разнообразны, чем у частицы не. Прочитайте теоретический материал учебника и определите, что нового о частице ни вы узнали.
2. Самостоятельное изучение функций частицы ни - § 67, с. 177, ответ на вопрос о значении этой частицы, примеры предложений.
IV. Разбор предложений
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сопоставьте предложения, определите роль не и ни:
А вы друз...я как н... садитесь всё в музыканты н... годитесь. (И.А. Крылов.)
М...лоток (не, ни) должен быть (не, ни) т...ж(е, о)лым, (не, ни)слишком ле...ким.
Комментарий.
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (И.А. Крылов.)
Молоток не должен быть ни тяжелым, ни слишком легким.
Частица не в обоих предложениях придает отрицательное значение глаголам-сказуемым. В первом предложении частица ни служит для усиления отрицания. Во втором перед нами составной союз ни - ни.
Примечание: сведения о составном союзе ни - ни являются опережающими; возможно, ученики сами определят принадлежность ни - ни к составным союзам.
V. Выполнение упражнений
1. Упражнение 388: комментированное письмо.
2. Упражнение 389: устный разбор.
3. Упражнение 390: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Домашнее задание
1. § 67.
2. Упражнение 391: письменно.
3. Упражнение 392: устно (подготовка к диктанту).