Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Обобщение по теме Частица - ЧАСТИЦА
Цели: обобщить знания по теме “Частица”; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: словарный диктант, анализ предложений, тест, выполнение упражнений.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания
Упражнение 406: взаимопроверка.
В это время один из учеников выполняет синтаксический разбор предложения у доски.
II. Осложненный словарный диктант
- Составьте словосочетания со словами:
Карикатура, недосягаемый, предварительный, сатира, старательно, чемпион.
III. Анализ предложений
Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить разряд и значение частиц.
Древн...я культура так(же) отд...лена во времени от сегодн...шнего человека как д...леки от нас звезды.
Пр...слушиват ...ся ли к совету астрол ...га пока (не, ни) зан...мат...ся делами ра(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п...рспективу?
Разве я мог заснуть в пустом мрач...ном доме пр...слушиваясь к завыванию ветра и скр...пящ...м ступеням ветхой лес...ницы?
Если(бы) (не)ты, я (н...)за(что)(бы) (не)справился!
Комментарий.
Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняшнего человека, как далеки от нас звезды.
Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?
Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы?
Если бы не ты, я ни за что бы не справился!
1-е предложение: смысловая усилительная частица же.
2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смысловая отрицательная частица не.
3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.
4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие отрицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.
IV. Тест
Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1: 1) а, г; 2) в, г; 3) б, в; 4) а, б; 5) а, г; 6) б, г.
Вариант 2: 1) а, б, в; 2) а, б; 3) б, г; 4) б; 5) а, г; 6) в, г.
V. Выполнение упражнений
Упражнения 408, 412: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. Упражнение 411: письменно.
2. Подготовка к диктанту.