Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Междометие как часть речи - МЕЖДОМЕТИЕ
Цели: дать понятие о междометии как особой част и речи; показать грамматические признаки и роль междометий.
Методические приемы: подготовленный диктант, самопроверка, объяснения учителя, составление плана, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Упражнение 414: запись под диктовку песни В. Высоцкого (можно прослушать песню в записи); самопроверка по тексту, записанному на доске.
II. Изучение темы “Междометие как часть речи”
1. Слово учителя.
Междометие стоит особняком среди других частей речи. Оно не относится ни к самостоятельным, ни к служебным, не является членом предложения. Зато междометия легко “маскируются”, принимают на себя роль других частей речи и тогда становятся членами предложений.
Роль междометий - выражение чувств, настроений, побуждений: Ах! Увы! Кошмар! Вон! Бац! и т. д. Выражая, они не называют чувства и настроения.
Понятно, что большое значение в ситуации общения имеет интонация. Одно и то же междометие, например, Ах! может выражать восторг, удивление, страх, восхищение, испуг и т. д.
Попробуем произнести это междометие с разными интонациями.
Если вы заметили, в начале урока мы уже встретили междометие в песне Владимира Семеновича Высоцкого:
Если парень в горах не ах...
Вы заметили, что слово ах не выражает чувство, а “прикидывается” самостоятельной частью речи. Какой же частью речи притворилось междометие?
Попробуем поставить вопрос: парень какой? не ах. Подберем синонимы: парень не смелый, не надежный, не мужественный, а трусливый, неуверенный паникер.
Значит, междометие выступает в значении прилагательного, в роли определения.
Ознакомимся с междометием подробнее.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника - § 70, с. 186.
Задание: составить тезисный план параграфа.
3. Обсуждение плана.
Примерный план:
I. Междометия - слова, выражающие чувства, настроения, побуждения.
II. Междометия бывают производные и непроизводные.
III. Междометия не изменяются, не являются членами предложений, могут употребляться в значении других частей речи.
IV. Междометия употребляются в устной речи.
III. Выполнение упражнений
Упражнение 415: устный разбор, письменное выполнение.
Комментарий. Шестое предложение не содержит междометий.
Домашнее задание
1. § 70.
2. Упражнение 416.