Развитие речи. Текст - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Развитие речи. Текст - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Цели: закрепить понятие учеников о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам с. 20.

Комментарий. Грамматическая связь между предложениями текста бывает цепной и параллельной.

Текст делится на микротемы - абзацы, которые могут состоять как из одного, так и из нескольких предложений.

Дополнительные вопросы и задания:

- Перечислите все единицы речи от меньшей к большей. (Фонема (звук), морфема (часть слова), слово (или фразеологизм), словосочетание, предложение, текст.)

- Как связаны предложения в тексте? (По смыслу и грамматически.)

- Какие средства связи между предложениями вы знаете? (Лексические средства: синонимы, антонимы, повторения слов. Грамматические средства: союзы, местоимения, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов. Синтаксические средства: порядок слов, цель высказывания (вопросительные, побудительные предложения), виды синтаксических конструкций (простые, сложные предложения); прямая речь.)

- Может ли текст состоять из одного предложения? А из одного слова? (Может. Например, объявления: в автобусе: “Выхода нет”, на калитке: “Осторожно, во дворе злая собака”; на дверях магазина: “Закрыто” и т. д.)

2. Обсуждение заглавия текста диктанта.

Варианты: “Весна на озере”, “Встреча весны”, “Наедине с природой”.

II. Беседа по вопросам

Вопросы для обсуждения:

- Какими соображениями вы руководствовались при выборе заголовка?

- Какова тема текста? (Встреча весны.)

- В чем идея текста? (Восхищение вечно обновляющейся красотой природы.)

- Объясните своими словами, как вы понимаете термины “тема”, “идея”? (Тема - это то, о чем пишет (говорит) автор. Идея - то, для чего создан текст; главная мысль, которую автор высказывает. Идея может быть прямо сформулирована в тексте, а может быть понята читателем (слушателем) по косвенным признакам.)

- Определите тип речи текста. (Описание, повествование.)

- Каков стиль текста? (Художественный.)

III. Анализ текста

1. Задание по вариантам: составить план текста: 1-й вариант - обычный, 2-й вариант - цитатный.

I. Красивое озеро / “Я живу на берегу красивого озера”.

II. Гуси над озером / “Тянутся на север широкие гусиные стаи”.

III. Щуки просыпаются / “К берегу направляются щуки”.

IV. Радость от встречи с весной / “Поднимаюсь... поздравить... с наступившей весной”.

2. Задания по группам.

1-я группа:

- Объясните деление текста на абзацы.

Проанализировав план, заметим, что первый абзац является вступлением, экспозицией. Автор обозначает место, описанное в тексте.

Второй абзац, рассказывает о перелетных птицах, возвращающихся с юга домой. Это взгляд вверх, “над озером”.

В третьем абзаце говорится о том, как просыпаются щуки, как они возвещают о приходе весны. Это взгляд вниз, “в глубь озера”.

В четвертом абзаце снова появляется человек. Он поднимается на высокую скалу, откуда видна широкая панорама.

Несколько точек зрения, разные точки обзора создают впечатление объемности изображения.

2-я группа:

- Как связаны предложения в тексте? Укажите средства связи.

1-й абзац: связь цепная; средства связи - синонимы (на берегу озера - здесь). Во втором (сложном) предложении связь цепная; средства связи - повторы (скалы - со скал).

2-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средства связи - однокоренные слова (гусиные - гуси). 2-е и 3-е предложения: связь цепная; средства связи - синонимы (гуси - птиц).

3-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средство связи - местоимение (щуки - они).

Средством связи является и вид глаголов: все, кроме двух последних (поздороваться, поздравить) - несовершенного вида, что создает впечатление продолженности действия.

IV. Выразительное чтение текста

Домашнее задание

Задание по группам:

1. Упражнение 45.

2. Упражнение 46.

3. Упражнение 47.

Примечание: упражнения 45 и 47 содержат больше заданий, поэтому 1-я и 3-я группы по численности учеников должны быть больше.






Для любых предложений по сайту: [email protected]