Развитие речи. Описание внешности человека - ПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Развитие речи. Описание внешности человека - ПРИЧАСТИЕ

Цели: дать понятие о словесном портрете; развивать воображение учеников, навыки описания картин; закрепить навыки выделения причастных оборотов в тексте, пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение; наблюдения над текстом; конструирование диалога; словарная работа, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

Составить словосочетания с причастиями, родственными глаголам: опаздывать, привинтить, ознакомиться, читать, бегать, бежать, решить, решать.

Осложненное задание: 1-й вариант составляет словосочетания, в которых причастие является главным словом, 2-й вариант - зависимым.

II. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнения 73.

III. Слово учителя

Каждому из нас приходилось описывать внешность человека. Обычно мы делаем это, когда пытаемся рассказать кому-нибудь о человеке, который ему не знаком.

В течение двух уроков мы попробуем усовершенствовать наше умение описывать внешность.

С чего мы начинаем описание? Обычно с лица человека. Недаром существуют выражения: “потерять лицо”, “не потерять лица”, “не ударить лицом в грязь”. Именно лицо прежде всего говорит о человеке.

А что главное в лице? Глаза, их называют “зеркалом души”, по ним можно определить настроение человека, характер, даже его намерения.

Важную роль в описании внешности играет фигура. Если человек сутулый, мы можем заключить, что он вряд ли занимается спортом, что он много времени проводит сидя. А может, он стесняется своего высокого роста? Худой человек или полный, подтянутый или расхлябанный - все это расскажет нам о его здоровье, характере, привычках.

Многое скажет нам одежда человека, его манера одеваться. Опрятно одетый, аккуратный человек располагает к себе окружающих. Недаром говорят: по одежке встречают. Не забудем и вторую часть пословицы: по уму провожают. Хорошо, если в человеке, как сказал Чехов, “всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Мимика, жесты, манера говорить тоже очень важны. По ним можно узнать, открытый человек или скрытный, раскованный или стеснительный, уверенный в себе или постоянно сомневающийся.

Итак, описание внешности не только передает то, как человек выглядит, но и является средством его характеристики.

IV. Беседа

Описание внешности играет важную роль в характеристике литературных героев. Описания внешности каких героев вы помните? Постарайтесь восстановить в памяти портреты героев.

V. Устное рисование

Упражнение 77:

1. Устное описание героини картины В.И. Хабарова “Портрет Милы” (ученики дополняют друг друга).

2. Составление и запись диалога.

VI. Выполнение упражнений

1. Упражнение 78: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение.

Комментарий. Причастия и их роль в предложениях: спавший, размытых (определения), усеян, пущена (сказуемые).

Средства связи первого предложения со вторым: повтор слов (парень), второго с третьим: местоимение (парень - он).

2. Упражнение 79: выразительное чтение, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

3. Упражнение 80: выразительное чтение, обсуждение проблемного вопроса: “Правильно ли поступают те, кто по внешности судит о внутренних качествах человека, о его характере?”; устное выполнение (“по цепочке”).

4. Упражнение 81: сопоставление текстов; письменное выполнение по вариантам с последующей взаимопроверкой.

5. Упражнение 82: самостоятельная работа.

VII. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 36), в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.

Благородный, великодушный, возвышенный, высокий, святой, священный, рыцарский.

VIII. Подготовка к домашнему сочинению

1. Слово учителя.

Ваша задача - создать описание внешности знакомого вам человека: взрослого или вашего ровесника. Постарайтесь показать через внешность черты характера человека, проследить за изменениями во внешности: в лице, фигуре, одежде в разных жизненных ситуациях; выразите свое отношение к описываемому человеку.

2. Составление плана сочинения, обсуждение.

3. Написание набросков, черновиков сочинения.

4. Консультации учителя.

Домашнее задание

Написать сочинение с описанием внешности человека.






Для любых предложений по сайту: [email protected]