Краткие и полные страдательные причастия - ПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Краткие и полные страдательные причастия - ПРИЧАСТИЕ

Цели: закрепить знания учеников о страдательных причастиях; дать понятие о краткой и полной формах страдательных причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: наблюдения в тексте, объяснения учителя, орфоэпическая работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Вопросы на усвоение материала.

- Что обозначают действительные причастия?

- Что обозначают страдательные причастия?

- Чем отличаются суффиксы страдательных причастий от суффиксов действительных?

2. Взаимопроверка упражнения 85.

II. Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) б, д; 2) в, г; 3) б, в, г.

Вариант 2: 1) а, в, д; 2) б, г; 3) в, г.

III. Изучение темы “Краткие и полные страдательные причастия”

1. Сопоставление полных и кратких страдательных причастий.

Сравним пары предложений, определим основы, выделим причастия (предложения написаны на доске):

Стадион, освещенный мощными прожекторами, был полон.

Полный стадион освещен мощными прожекторами.

В окно, распахнутое настежь, влетела птица.

Окно распахнуто настежь.

В первых предложениях каждой пары содержатся полные страдательные причастия, во вторых - краткие.

Сопоставим этот факт с известными нам полными и краткими прилагательными: хороший - хорош, белый - бел, смелый - смел и т. д.

Как и краткие прилагательные, краткие страдательные причастия являются в предложении сказуемыми.

2. Работа с теоретическим материалом учебника.

Ученики самостоятельно изучают § 15.

3. Вопросы на усвоение материала.

- Как изменяются страдательные причастия в краткой форме? Приведите примеры.

- Какую роль играют полные страдательные причастия в предложении?

- Какую роль играют краткие страдательные причастия в предложении?

IV. Орфоэпическая работа

Упражнение 87: прочитаем правильно слова в рамке на с. 40, выполним задание; хором произнесем краткие страдательные причастия женского рода.

V. Выполнение упражнений

Упражнение 88: устный разбор, письменное выполнение; словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняются у доски и в тетрадях.

Домашнее задание

1. § 15.

2. Упражнение 89.






Для любых предложений по сайту: [email protected]