Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Практикум Действительные причастия настоящего и прошедшего времени - ПРИЧАСТИЕ
Цели: закрепить навыки правописания действительных и страдательных причастий; развивать навыки монологической речи, пунктуационные навыки.
Методические приемы: выступления учеников, лингвистический разбор, самостоятельная работа, консультации учителя.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения:
По мху то тут, то там разбросаны мелкие желтые цветы.
Обратим внимание на краткую форму причастия разбросаны, образуем полную форму, сделаем словообразовательный разбор:
Разбросаны ← разбросанный ← разбросать ← бросать.
II. Проверка домашнего задания
1. Связный рассказ о действительных причастиях настоящего времени.
2. Связный рассказ о действительных причастиях прошедшего времени.
3. Упражнение 97: комментированное чтение.
III. Закрепление темы “Действительные причастия прошедшего времени”
Придумать по 3 словосочетаний с действительными причастиями прошедшего времени с суффиксом -вш- и с суффиксом -ш-.
Суффикс встречается гораздо реже. Например: угаснуть-угасший костер, спасти - спасший из огня, унести - унёсший печаль.
Заметим, что все эти глаголы совершенного вида, найдем к ним видовые пары (глаголы несовершенного вида) и образуем от них действительные причастия прошедшего времени:
угасать - угасавший, спасать - спасавший, уносить - уносивший (все они имеют суффикс -вш-).
IV. Самостоятельная работа “Действительные причастия настоящего и прошедшего времени”
Упражнения 98, 99: самостоятельно, на оценку.
Домашнее задание
1. § 17.
2. Упражнение 100: подготовка к изложению: составление вопросного плана.