Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных - ПРИЧАСТИЕ
Цели: закрепить навыки правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; показать условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных; закрепить пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Нечаянная встреча, неписаная истина, сеянные осенью озимые, истопленная печь, вязаные перчатки, опушенные ресницами глаза, желанная пятёрка, неслыханный успех, асфальтированное шоссе, сплочённый коллектив, копчёная рыба, кручёная бечёвка, крашеная известью стена, навьюченная лошадь, сгущённое молоко, экскурсионный автобус.
Дополнительное задание: определить склонение встретившихся в диктанте существительных.
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 120: беседа по вопросам упражнения.
III. Изучение темы “Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных”
1. Слово учителя.
Мы уже знаем, что две буквы н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий; знаем, как отличать такие причастия от омофоничных отглагольных прилагательных. Наша задача - научиться различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные. От правильного определения части речи зависит верный выбор орфограмм.
Трудность состоит в том, что причастия могут переходить в прилагательные. Случаи перехода одной части речи в другую нам встречались: столовая комната → столовая; учёный человек → учёный (переход прилагательного в существительное).
Такой переход характерен и для причастий. Вот хотя бы два часто встречающихся примера:
Первый гол забил нападающий нашей сборной.
Провожающие, выйдите из вагона!
- Что вы можете сказать о словах нападающий, провожающие? (Это действительные причастия настоящего времени в роли существительных.)
- Какую роль в предложениях они играют? (В первом предложении нападающий - подлежащее, во втором провожающие - обращение, не является членом предложения.)
Переход в другую часть речи (в прилагательные) часто происходит и со страдательными причастиями прошедшего времени. Для этого необходимо поставить слова в контекст, рассмотреть их роль в предложении.
Попробуйте разобраться самостоятельно.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала § 22.
3. Вопросы на усвоение материала.
- Приведите примеры перехода страдательных причастий прошедшего времени в прилагательные.
- Как определить, что перед нами: причастие или прилагательное?
4. Вывод.
В кратких причастиях всегда одна буква н; в кратких прилагательных столько н, сколько их в полном, от которого они образованы:
Девушка умна, образованна.
К сказуемому можно задать вопрос: “Какова?” Можно перестроить предложение, подобрав синонимы - полные прилагательные: Девушка умная, образованная.
Умный - одна буква н, значит, в кратком прилагательном тоже одна буква н. Образованный - две буквы н, значит, в кратком прилагательном тоже две буквы н. Конечно, это не относится к кратким прилагательным мужского рода: образован.
Причастия образованы от глаголов.
К сказуемому можно задать вопрос: что говорится о подлежащем? Можно перестроить предложение, подобрав синоним - глагол: Причастия образовались от глаголов. Кроме того, от сказуемого можно задать вопрос: кем? или чем?
Образованы - краткое причастие, значит пишется одна буква н.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 122: устно.
2. Упражнение 123: комментированное письмо.
3. Упражнение 125: записать слова в два столбика: с н и с нн.
4. Упражнения 127: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. § 22.
2. Упражнение 124: письменно.
3. Упражнение 129: устно.