Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Контрольный диктант и его анализ - Урок 3 - ПРИЧАСТИЕ
Цели: проверить знания учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: диктант, грамматические задания, работа над ошибками.
Ход уроков
I. Диктант
Путешествие по Арлю
Арль - маленький французский город. Но когда-то он был велик и знаменит. Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. Ткачи, золотых дел мастера, оружейники вели бойкую торговлю. Был воздвигнут Форум, построена громадная арена, античный театр, акведук длиной в семьдесят пять километров. Город процветал.
Нашествие варваров положило конец процветанию. Город стал кормиться за счет туристов, руин и былого величия. Вот краткая история города, прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков.
Бродить по улицам Арля - одно наслаждение. Идешь не торопясь по узенькой, мощенной камнем улочке - и вдруг перед тобой что-то большое, с арками, колоннами. Оказывается, это римская арена, та самая, где гибли когда-то гладиаторы. В средние века арена была крепостью, защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью. Сейчас от города ничего не осталось, но реставраторы с великим тактом и вкусом восстановили стены крепости, искусственно создав патину времени. Новые, такие же обветренные, иссеченные дождями части здания ничем не отличаются от старых. Работа невероятно кропотливая, но результат поразительный.
Арль - город отгремевшей славы. В этом величии прошлого свое обаяние, своя тихая задумчивость мудрых, много перевидавших на своем веку стариков.
(185 слов) (По В. Некрасову)
II. Грамматическое задание
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения.
(Сказуемые: воздвигнут; построена.
Определения: завоевавшие Арль; прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков; мощенной камнем; защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью; обветренные, иссеченные дождями; отгремевшей; много перевидавших на своем веку.)
2. Обозначить действительные причастия буквой д, страдательные - буквой с.
3. Сделать морфологический разбор слов.
1-й вариант: обветренные, 2-й вариант: иссеченные.
Примечание: варианты контрольных диктантов см. в приложении 2.