Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте - ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Цели: дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях; закрепить знания о морфологии деепричастия.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Игра “Четвертый лишний”
Зависевший, умывшись, подействовав, играя.
(Зависевший - причастие, остальные слова - деепричастия.)
Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.
(Углубляясь - деепричастие несовершенного вида, остальные - совершенного вида.)
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала:
- Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.
- Какие глагольные признаки имеет деепричастие?
- Назовите наречные признаки деепричастия.
- Какова синтаксическая роль деепричастия?
2. Чтение предложений, содержащих деепричастия, определение видов деепричастий.
III. Объяснение темы “Деепричастный оборот”
1. Слово учителя.
При объяснении темы “Деепричастие как часть речи” нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предложении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Главное - правильно определить его границы.
Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения - обстоятельство.
2. Примеры для синтаксического разбора, построение схем (см. с. 77).
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.
(Из рассказа Ю. Казакова “Тихое утро”.)
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 162: комментированное письмо.
2. Упражнение 163: устный разбор.
Комментарий. Тип речи - рассуждение. Стиль текста - научный.
Дополнительный вопрос:
- Какая наука изучает действие силы? (Физика.)
Примерный вопросный план текста:
I. От чего зависит результат действия силы?
II. Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег?
III. Что называется давлением?
IV. Как определить величину давления?
3. Упражнение 164: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. § 27.
2. Упражнение 165.