Развитие речи. Описание действий - НАРЕЧИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Развитие речи. Описание действий - НАРЕЧИЕ

Цели: закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширять речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа по исправлению речевых ошибок, работа над планом, устное сочинение.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

Словообразовательный разбор и разбор слов по составу: мастерски, виртуозно.

Узнать о происхождении слов в словарях.

II. Беседа о значении описания действий

Слово учителя.

Работу по развитию речи мы начинали с описания портрета, внешности человека. Вы пробовали себя также в описании природы, местности, интерьера. Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия. Очевидно, что нам не обойтись в этой работе без наречий, которые покажут, как, каким образом действует, трудится человек.

- Вспомните, описания каких действий вам встречались в художественной литературе? Зачитайте некоторые из этих описаний. (Например, описание работы Герасима из рассказа И.С. Тургенева “Муму”. Описание Полтавского боя А. С. Пушкиным. Описания действий в бою в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. Много описаний действий в повести А.М. Горького “Детство”: описание игры на гитаре дяди Якова, описание пляски бабушки, описание работы мастера в красильной мастерской. И т. д.)

- Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного? (Разговорный стиль - рассказ-описание, например, рыбалки, приготовления пищи и т. д.

Официально-деловой стиль - инструкции, например, по работе с различными механизмами.

Научный стиль - описание порядка действий, например, в научном эксперименте, в лабораторной работе.

Публицистический стиль - например, репортаж или интервью о каких-либо действиях; наиболее часто встречается в спортивной журналистике.)

Найдите примеры описания действий в разных стилях речи.

III. Работа с учебником

1. Упражнение 237: чтение, обсуждение вопросов, определение роли наречий.

Комментарий. Заголовок текста не соответствует его содержанию. Варианты названия: “Работа мастера”, “Мастерство плотника”.

Наречия, с помощью которых автор “рисует” действия: лучше всех, быстро, ровно.

Наречия, с помощью которых автор указывает на последовательность действий: сначала, потом.

2. Упражнение 238: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий. В отрывке из сочинения неоправданно повторяется наречие потом (трижды). Можно использовать его синонимы: затем, после (после этого), наконец.

3. Реализация домашнего задания (упражнение 239): сообщения учеников о последовательности действий работающих людей, о характере их работы.

IV. Устное сочинение

1. Работа над планом сочинения.

2. Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

4. Работа с черновиком сочинения.

Примечание. Можно дать опережающее задание: понаблюдать, как трудятся взрослые на работе, дома (например, как мама готовит обед); описать последовательность своих действий и действий товарищей, например, на уроке труда.

Домашнее задание

Написать сочинение - описание действий в публицистическом стиле.






Для любых предложений по сайту: [email protected]