Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Дефис между частями слова в наречиях - НАРЕЧИЕ
Цели: повторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях; закрепить навыки самостоятельной работы.
Методические приемы: объяснительный диктант, повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, лингвистический разбор, словарная работа.
Ход урока 1
I. Чтение и анализ нескольких сочинений
II. Повторение темы “Случаи употребления дефиса”
1. Объяснительный диктант.
Ярко-красный автомобиль, древнерусский язык, полкласса в друзьях, кто-нибудь поможет, Юго-Восточная Азия, отрежьте пол-лимона, кого-то попросишь, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем встретишься, кисло-сладкий апельсин, черно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо- западный ветер, нежно-лиловая сирень, древнегреческий эпос, кое-кому позвонишь.
2. Вопросы на повторение.
- Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в сложных прилагательных, дефис в отрицательных местоимениях.)
- В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? (Дефис ставится, если прилагательное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если же сложное прилагательное образовано от словосочетания (Древняя Русь), оно пишется слитно.)
- В каком случае ставится дефис в неопределенных местоимениях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разбиваются предлогом: кое у кого, кое с чем.)
III. Изучение темы “Дефис между частями слова в наречиях”
1. Задания.
- Определите части слов (морфемы) в наречиях, написанных на доске: по-другому, по-прежнему, по-дружески, во-первых, в-третьих. (Приставки по-, в-, во-; суффиксы -ому, -ему, -и.)
- Составьте словосочетания с этими наречиями. (По-другому думаешь, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал; во-первых, сказал...; в-третьих, сделал...)
- Сделайте вывод об использовании дефиса в наречиях.
2. Изучение теоретического материала учебника (§ 42, с. 114-115).
- Что вы узнали дополнительно о правописании наречий с дефисом? (Наречия с приставкой в- (во-): во-первых, в-пятых выделяются запятой, не являются членами предложения, то есть это вводные слова.)
3. Сопоставление наречий с дефисом и одинаковых или сходных с ними по звучанию сочетаний предлогов с существительными, прилагательными, числительными и местоимениями (с именными частями речи).
По-другому думаю - иду по другому пути.
По-прежнему верю - судя по прежнему высказыванию.
В-третьих, сказал... - в третьих примерах каждой группы.
Сделал по-вашему - по вашему лицу вижу.
Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 250: комментированное письмо (на доске и в тетрадях).
2. Упражнение 251: обсуждение вопросов, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Комментарий. Выделенные слова нельзя назвать омонимами, т. к. прилагательные и местоимения с предлогами образуют два слова.
Домашнее задание
1. § 42 (с. 114-116) - самостоятельно изучить теоретический материал на с. 116.
2. Упражнение 252.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
Сделать синтаксический разбор предложения, определить значение наречий:
Солнце уже зашло, но жара по-прежнему не спадала.
Комментарий. Уже - значение времени; по-прежнему - значение образа действия.
II. Проверка домашнего задания
- В чем отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обычно пишутся слитно.)
- Всегда ли приставки в наречиях пишутся через дефис? (Нет, не всегда.)
- От каких частей речи образуются наречия с приставкой в- (во-), которая пишется через дефис? (От числительных: “во-первых”...)
- Как пишутся неопределенные наречия? (Как и неопределенные местоимения, через дефис: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь.)
- Какие еще наречия пишутся через дефис? (Сложные наречия, образованные с помощью однокоренных слов или повторением слов: волей-неволей, чуть-чуть.)
Упражнение 252: устные ответы на вопросы.
III. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 117, в словарики; ответить на вопрос: “В текстах каких стилей могут быть использованы такие слова?”
Давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок.
(Эти слова регулярно встречаются в сказках, в текстах художественного стиля, часто употребляются в разговорной речи, могут быть использованы в текстах публицистического стиля.)
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 253: комментированное письмо.
2. Упражнение 254: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. § 42 (с. 114-116).
2. Упражнение 256.
3. Задания по группам: подобрать тексты, в которых встречаются наречия с дефисом. 1-я группа - текст художественного стиля, 2-я группа - текст разговорного стиля, 3-я группа - текст научного стиля, 4-я группа - текст официально-делового стиля, 5-я группа - текст публицистического стиля.