Фонетика и орфография - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Фонетика и орфография - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Цель: закрепить знания по фонетике; развивать орфографическую зоркость учеников; развивать навыки фонетического разбора, навыки выразительного чтения.

Методические приемы: повторение пройденного материала, беседа по вопросам, выразительное чтение, подготовленный диктант; задания по занимательной лингвистике.

Ход урока 1

I. Лингвистическая разминка

1. Подобрать синонимы к слову бежать. (Мчаться, лететь, нестись и т. д.)

2. “Четвертое лишнее”: у какого слова нет антонима?

Катет, медленный, утро, любить. (Катет.)

3. “Четвертое лишнее”: какое из этих слов является историзмом?

Длань, ямщик, выя, паки. (Ямщик, остальные слова - архаизмы: длань - ладонь, рука; выя - шея; паки - опять, снова.)

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 14.

Два человека у доски делают морфологический разбор слов наклоняюсь и двойного, двое других - фонетический разор слов землю, твоя. В это время выразительно читаем текст упражнения, затем по цепочке проверяем орфограммы и пунтктограммы, выполняем словарную работу, потом слушаем отвечающих у доски.

2. Упражнение 15.

Читаем специальные слова (термины), например: русский язык - суффикс, морфология, лексикография, орфограмма; литература - эпитет, инверсия, ямб, хорей; математика - гипотенуза, слагаемые, делитель и т. д.

В это время два человека у доски записывают сложные предложения с некоторыми из этих слов, выделяют основы предложений.

III. Повторение темы “Фонетика и орфография”

1. Беседа по вопросам (с. 9).

Дополнительные вопросы:

- В каких словах нет безударных гласных? (В односложных: плеть, край, миг. Кроме того, в сильных классах кто-нибудь может догадаться, что ударение отсутствует в некоторых предлогах, частицах, словах, примыкающих к другим словам, переносится на них: передо мной, на мосту, не хочу, хотел бы и т. д.)

Для сильных классов:

- Есть ли в русском языке слова с мягким “ж”? Приведите примеры. (В заимствованных словах: жюри, Жюль. Кроме того, в одесском говоре: пожалуйста, жалко - “ж” смягчается. В древнерусском языке “ж” было мягким. Об этом говорит традиционное написание слов: жизнь, лыжи, бежим и т. д.)

2. Фонетический разбор слов.

Сгореть - 2 слога

с - [з] - согл., звонк.

г - [г] - согл., звонк.

о - [а] - гласн., безуд.

р - [р’] - согл., звонк.

е - [е] - гласн., уд.

т - [т’] - согл., глух.

ь - [-]

(7 букв, 6 звуков)

Чувство - 2 слога

ч - [ч] - согл., глух.

у - [у] — гласи., уд.

в - [-]

с - [с] - согл., глух.

т - [т] - согл., глух.

в - [в] - согл., звонк.

о - [а] - гласн., безуд.

(7 букв, 6 звуков)

Напоминаем, что главное при фонетическом разборе - помнить, что нас интересуют прежде всего звуки, мы записываем то, что слышим.

3. Работа с упражнением 17.

Выразительное чтение стихотворения (читает заранее подготовленный ученик).

Задание: подобрать примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков.

Класс делится на пять групп. Четыре группы подбирают примеры из каждой из четырех строф, пятая группа отвечает на вопрос: “Какая особенность русской фонетики объясняет возможность рифмы в последней строфе?”

Примеры:

1-я строфа - в словах вода и пронзает первая буква о обозначает звук [а], а в словах светло, стекло последняя буква о обозначает звук [о]; в слове недвижнее буквы еобозначают звук [и]; а в слове глубине - звук [е].

2-я строфа - в словах избы, буграм и божий буква б обозначает звук [б], а в словах березы и глубиной буква б обозначает звук [б’].

3-я строфа - в слове звездочет буква д обозначает звук [д], а в слове звёзд буква д обозначает звук [т]; в слове высоты буква в обозначает звук [в], а в слове великий буква вобозначает звук [в’]”.

4-я строфа - в словах будто, вид буква д обозначает звук [т], а в словах древний, душе буква д обозначает звук [д].

Ответ на вопрос: по законам русской фонетики согласные в слабой позиции (на конце слова и перед глухими согласными) оглушаются - [вит], [хранит].

IV. Подготовленный диктант

Диктуем текст упражнения 16 (стихотворение Н. Заболоцкого).

Задание: сделать фонетический разбор слов лениться (1 вариант) и поблажку (2 вариант).

Справка:

лениться - 3 слога

л - [л’] - согл., звонк.

е - [и] - гласн., безуд.

н - [н’] - согл., звонк.

и - [и] - гласн., уд.

т - [т] - согл., глух.

ь - [-]

с - [с] - согл., глух.

я - [а] - гласн., безуд.

(8 букв, 7 звуков)

поблажку - 3 слога

п - [п] - согл., глух.

о - [а] - гласн., безуд.

б - [б] - согл., звонк.

л - [л] - согл., звонк.

а - [а] - гласн., уд.

ж - [ш] - согл., глух.

к - [к] - согл., глух.

у - [у] - гласн., безуд.

(8 букв, 8 звуков)

Примечание: в слове “лениться” сочетание “ться” можно записать как [ца], тогда звуков - 6.

Домашнее задание

1. Вопросы с. 10.

2. Упражнения 18, 19.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

1. Рассказать русский алфавит, назвать количество гласных, согласных.

(На первый взгляд, задание элементарное, однако очевидно, что далеко не все ученики хорошо помнят алфавит. Подчеркнем необходимость четкого знания алфавита в повседневной жизни: в алфавитном списке приводятся названия различных объектов и фамилии в справочниках, слова в словарях и т. д.)

2. Подумайте, в чем особенность фразы.

Съешь ещё этих мягких французских булочек да выпей же чаю.

(В этой фразе представлены все буквы русского алфавита.)

Можно дать задание для желающих: придумать свою фразу, в которой были бы все буквы русского алфавита.

II. Проверка домашнего задания

1. Ответы на вопросы с. 10.

Комментарий. Орфография изучает правописание слов. Это слово - калька греческих слов: орфо - правильно, графо - пишу.

Выбор орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков.

Например, в корнях с чередованием гласных е и и выбор зависит от гласной после корня. Если после корня стоит суффикс -а-, в корне пишем и: выберу - выбирать, блестеть - блистать. То же относится к выбору гласных в корнях – кос- - -кас-: коснуться - касаться.

В приставках на з - с выбор согласной зависит от следующего за приставкой звука. Если это гласный или звонкий согласный, пишем з, если глухой согласный, пишем с: разбить, изумительный, воспитание. Другие приставки не имеют вариантов и пишутся всегда одинаково: подписать, надбавка.

В сочетаниях со всегда мягкими согласными ч, щ не пишется ь: точка, мощный, закончить.

В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных выбор буквы после шипящих и ц зависит от качества гласного звука: если он ударный - пишем о, если безударный - пишем е: лучом, сердцем; большого, но большего.

Примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием: сделать [зд’елат’], лестница [л’есн’ица], очарование [ачираван’ийе], медлительно [м’идл’ит’илна], лёд [л’от], встретиться [фстр’ет’ица], ёж [йош] и т. д.

2. Проверка упражнений 18 и 19.

По цепочке проверяем слова с орфограммами, указываем слова, употребленные в переносном значении. В это время трое учеников выполняют у доски фонетический разбор слов (звезды, сережки, ярким); четвертый делает схему 3-го предложения из упражнения 19.

III. Работа с учебником

1. Упражнение 20 выполняем по вариантам с последующей взаимопроверкой: нечетные слова - 1-й вариант, четные - 2-й вариант.

2. Чтение и разбор текстов упражнения 21.

Вариант краткого пересказа второго текста:

Издаваемые нами звуки - это звуки речи, с ними связано определенное значение. Для человеческой речи важны звуки, которые различают слова, несут какой-то смысл. Значение слова изменится и вас неправильно поймут, если хотя бы один из звуков заменить.

Домашнее задание

1. Вопросы с. 12.

2. Упражнение 22.






Для любых предложений по сайту: [email protected]