Категория состояния как часть речи - КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Категория состояния как часть речи - КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Цель: дать понятие о новой части речи - категории состояния, показать ее особенности.

Методические приемы: объяснение учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Найдите в словаре толкования слова категория.

Категория (с греческого - высказывание, суждение):

1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени).

2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории).

3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория).

Опережающее задание: после изучения темы ответить на вопрос “Какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?”

- Сделайте фонетический разбор слова категория.

II. Изучение темы “Категория состояния как часть речи”

1. Сопоставительный анализ предложений.

- Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим грамматические основы:

1) Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень быстро.

2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло немилосердно.

(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло. В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. Они передают состояние окружающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека, и есть категория состояния.)

- Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с какой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника - § 45, с. 124-125 - и найдите такие слова.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.

Слова, которые относятся только к категории состояния: знобило, дышится.

3. Беседа по изученному материалу.

- Что общего у категории состояния и наречия? (Слова категории состояния тоже не изменяются; как и наречия, могут быть выражены в сравнительной степени.)

- Что общего у категории состояния и глагола? (Слова категории состояния, как и глагол-сказуемое, синтаксически независимы.)

- С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.

2. Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.

Домашнее задание

1. § 45.

2. Упражнение 277.






Для любых предложений по сайту: [email protected]